История Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов
(1936 - 1941 г.г)
(материал из книги "Челябинский краснознаменный военный авиационный институт штурманов: история и современность (к 65-летию со дня создания)", видеоматериалы из фильма "Тебя штурмуем, неба высота... К 70-летию Челябинского ВВАКУШ")
Уже в первой половине 30-х годов международная обстановка была чревата новой мировой войной, очаги которой образовались на Дальнем Востоке и в центре Европы. С середины 30-х годов угроза войны усилилась. Форсированная военная подготовка Германии, Италии, Японии и обострившаяся международная обстановка 30-х годов требовали принять ответные меры по укреплению обороноспособности страны, и прежде всего её Вооружённых Сил.
Одним из важнейших направлений деятельности центральных партийных, государственных и военных органов по укреплению Вооружённых Сил стало увеличение количества и улучшение качества подготовки авиационных кадров.
Исходя из общих задач развития Вооружённых Сил СССР в условиях нарастания военной опасности и необходимости увеличения численности лётных кадров, Совет Труда и Обороны (СТО) СССР 2 сентября 1935 года принял постановление "О системе подготовки кадров лётно-технического состава запаса и о сохранении ими лётной квалификации". Этим постановлением предусматривалось увеличение количества лётных кадров.2 сентября 1935 года было принято постановление "О системе подготовки кадров", согласно которому создавались новые школы лётчиков-наблюдателей в городах Краснодаре, Челябинске, Мелитополе. Директивой Генерального штаба РККА от 13 февраля 1936 года было принято решение прекратить формирование скоростной бомбардировочной бригады в Челябинске и вместо этого осенью 1936 года приступить к созданию школы лётчиков-наблюдателей со сроком обучения 3 года. Она получила наименование 15-я военная школа лётчиков-наблюдателей, и её формирование было поручено полковнику Э.Ю. Лепину.
Курсантами челябинская военная школа комплектовалась за счёт специальных добровольных наборов, а также по комсомольским путёвкам лучшими представителями рабочей молодёжи. Всего через обкомы ВЛКСМ в челябинскую школу было принято 268 человек. Курсантами первых наборов были преимущественно студенты 1-го и 2-го курсов высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Киева, Днепропетровска, а также студенты-выпускники средних учебных заведений. Среди них — широко известные впоследствии в Военно-Воздушных Силах Н.А. Гунбин, А.Ф. Петров, Л.Ю. Тюрин, Ф.С. Яловой, ставшие Героями Советского Союза; А.А. Быхал, М.Х. Леонович. В.И. Кириллов, А.К. Сафонкин, ставшие генералами.
Курсанты первого набора были отправлены в Чебаркульские лагеря для прохождения курса молодого бойца.
С 1 октября 1936 года начались плановые занятия, эта дата стала днём рождения училища и отмечается как ежегодный праздник.
В первые два года своего существования Челябинская школа лётчиков-наблюдателей располагалась на северо-западной окраине города, на территории, где сейчас находится Челябинский военный автомобильный институт. Городок у станции Шагол, куда перебазировалась в июне 1938 года школа, строился при активном участии всего личного состава. Первым сооружением, возведённым на территории авиагарнизона, было двухэтажное здание нынешней медсанчасти, в котором тогда размещался штаб школы. В 1937 году было начато строительство учебного корпуса (коробочки), первая очередь которого была закончена в 1938 году, а полностью здание было введено в эксплуатацию в 1940 году.
В 1936-1937 годах курсанты проходили теоретический курс, поэтому школа не имела ещё штатного состава самолётов. До конца 1937 года в школе был только один самолёт По-2, на котором поднимали в воздух лишь курсантов — отличников учёбы в качестве поощрения. В 1937 году школой было получено 7 самолётов По-2, но они поступили без необходимого оборудования. На них не было бомбодержателей, фотоустановок, пулемётов, радиостанций, что влияло на качество подготовки курсантов. Существенным недостатком в годы становления школы являлось то, что лётной практики на учебных самолётах было явно мало. Летом 1937 года был проведён очередной приём курсантов. Это также был комсомольский набор. Всего в школу прибыло 280 человек. Общий средний балл по переводным экзаменам составил 4,43. На территории авиагородка было закончено строительство двух новых казарм.
В начале 1938 года в школу стали поступать самолёты По-2 и Р-5 из авиационных школ и училищ. Они были специально оборудованы для обучения курсантов самолётовождению, бомбометанию, воздушной стрельбе и ведению связи с землёй. Постоянный лётный состав прибыл из Ворошиловград ской лётной школы. Была сформирована 1-я учебная эскадрилья. В её состав вошли 75 самолётов По-2 и 15 — Р-5.
В августе 1937 года из лучших курсантов было сформировано классное отделение с двухгодичным сроком обучения. За один год они прошли двухгодичную программу, отказавшись от каникул и увеличив учебное время на два часа ежедневно. В ноябре 1938 года 32 курсанта 9-го классного отделения были выпущены из училища с присвоением воинского звания "лейтенант". 16 человек были направлены в Москву для учёбы на штурманском факультете Военно-воздушной инженерной академии. Остальные выпускники были оставлены в училище на преподавательской работе.
В 1938 году начальником школы был назначен полковник Е.Ф. Емельянов, который руководил ею до мая 1941 года (назначен командующим ВВС Уральского военного округа).В мае 1938 года 15-я школа лётчиков-наблюдателей была переименована в Челябинское военное училище лётчиков-наблюдателей. Училище приравнивалось к среднему специальному учебному заведению (техникуму). Для поступления в училище надо было иметь среднее образование и являться членом ВЛКСМ. С 1938 года наборы в училище проводились по принципу добровольности. В 1938 году при училище была создана школа младших авиационных специалистов. В течение трёх последующих лет она подготовила 222 авиаспециалиста различных профилей. С 1 октября 1938 года училище перешло на новый штат — четырёхэскадрильного состава.
С 1938 года начались напряжённые занятия по лётной подготовке. Устанавливалась норма налёта в 36 часов на каждого курсанта. Полётные задания выполнялись на самолётах По-2, Р-5, ТБ-1 и ТБ-3. В полёте обучались ведению визуальной ориентации и осмотрительности, самолётовождению по компасу, стрельбе по наземным и воздушным целям, бомбометанию, плановой маршрутной и площадной аэрофотосъёмке, радиосвязи в телеграфном режиме, ведению разведки погоды. Обучение бомбометанию велось с высот 1000-3000 м и с бреющего полёта с высоты 25 метров.
Начавшаяся вторая мировая война увеличила опасность нападения на нашу страну. Обстановка требовала резкого увеличения числа военных специалистов. Училище переводится с трёхлетнего на двухлетний срок обучения, одновременно увеличивая количество курсантов с 280 до 1 640 человек в 1940 году. Это стало возможным в силу того, что было прекращено изучение общеобразовательных дисциплин, за исключением иностранного языка, и сокращено время на изучение социально-экономического цикла.
Первый массовый выпуск в училище состоялся в октябре 1939 года. Было выпущено 217 человек, большинство из которых направлялись в Ленинградский и Дальневосточный военные округа. Из 217 выпускников 134 окончили училище по первому разряду, из них 18 — с отличием. В 1939 году училище заняло 1-е место среди лётнабовских училищ и за лучшие результаты в боевой и политической подготовке было награждено начальником ВВА переходящим Красным знаменем.
Впервые выпускники челябинской школы показали свои высокие профессиональные штурманские качества во время советско-финской войны. Многие выпускники училища 1939 года были направлены на фронт. Самоотверженно сражались с противником штурманы А.В. Глотов, В.И. Жигало, П.А. Вакуленко, А.А. Воробьёв. Они отдали свои жизни за Родину. Опыт, полученный лейтенантом А.Ф. Петровым в финской войне, позволил ему в годы Великой Отечественной войны менее чем за полтора года совершить 129 боевых вылетов и стать одним из первых выпускников училища — Героев Советского Союза.
В 1940 году было сделано два выпуска. Но сокращение программы и сроков подготовки привело бы к тому, что выпускникам училища можно было присваивать только воинское звание "младший лейтенант". Начальник училища Е.Ф. Емельянов предложил программу не сокращать, а увеличить количество учебных часов до десяти в день. 15 июля 1940 года досрочно выпустились 768 человек, 740 из них присвоено воинское звание "лейтенант" и 6 — "старшина". 224 человека окончили по первому разряду, и из них 12 — с отличием. В декабре 1940 года произведён ускоренный выпуск 696 человек.
{youtube}HhDrBHd8aCs{/youtube}