header

Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов – одно из старейших учебных заведений в Военно-Воздушных Силах России, основанное 1 октября 1936 года.  За 77 лет своего существования училище подготовило более 37 тысяч высококвалифицированных штурманов, стрелков-радистов и других специалистов для Военно-Воздушных Сил.

В годы Великой Отечественной войны многие выпускники училища были награждены орденами и медалями, а 25 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Нет такой воинской части Военно-Воздушных Сил России, где бы не служили выпускники Челябинского ВВАКУШ. Многие из них стали видными военными руководителями, занимали и сейчас остаются на ответственных должностях в ВВС РФ и ВКС РФ.       

ИЖУТОВ Николай Степанович

Ижутов Николай Степанович
(11.06.1920 - 19.07.1994)

{pgslideshow id=9|width=200|height=300|delay=3000|image=L|pgslink=1}

Герой Советского Союза,

дата указа 15.05.1946 (медаль № 4711)

Инструктор по радионавигации,

заместитель штурмана 108-го Рижского бомбардировочного авиационного полка

36-й бомбардировочной авиационной дивизии

1-го гвардейского бомбардировочного корпуса,

18-й воздушной армии,

капитан

Родился 11 июня 1920 года в деревне Иремкасси, ныне Цивильского района республики Чувашия, в семье крестьянина. Чуваш. В 1935 году окончил Степановскую семилетнюю школу, в 1938 году - Канашский финансово-экономический техникум. Работал в Ибресинском райфинотделе Чувашской АССР.

В Красной Армии с 4 октября 1939 года. В 1941 году окончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей, в 1942 году - Высшую школу штурманов. Член ВКП(б) с 1940 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с 27 октября 1942 года. Весь боевой путь прошёл в составе 108-го бомбардировочного полка сначала авиации дальнего действия (АДД), а затем 18-й воздушной армии.

Инструктор по радионавигации - заместитель штурмана 108-го бомбардировочного авиаполка капитан Ижутов к концу войны совершил 202 боевых вылета, в том числе 95 – в сложных метеоусловиях, 36 – в Заполярье. Бомбардировал военные объекты противника в городах: Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит, Керкинес, Луостари, Петсамо, Хебугтен, Будапешт, Кретинген, Мемель, Гумбиннен, Штеттин, Данциг, Ландсберг, Грайсфельд, Свинемюнде, Берлин на территории врага; а также: Смоленск, Витебск, Спас-Деменск, Городок, Опочка, Борисов, Резекне, Полоцк, Орша, Минск, Орёл, Рига, Тукумс, Лида, Либава, Брянск, Щигры, Гомель, Шяуляй, Таллин, Вильнюс, Молодечно, Двинск, сланцевые заводы в Эстонии на временно оккупированной советской территории. Уничтожил много боевой техники и живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Ижутову Николаю Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4711).

После войны продолжал службу в дальнебомбардировочной авиации. С 1970 года полковник Н.С.Ижутов – в запасе. Жил в посёлке Остафьево Подольского района (ныне в черте Москвы). Работал в московском аэропорту Домодедово.

Умер 19 июля 1994 года. Похоронен на городском кладбище города Подольск Московской области.

В гарнизоне Остафьево на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

Награждён 3 орденами Ленина (18.08.45; 15.05.46; 04.06.55), орденами Красного Знамени (19.11.43), Александра Невского (20.05.44), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.06.43; 06.04.85), орденом Красной Звезды (05.11.54), медалями «За боевые заслуги» (15.11.50), «За оборону Ленинграда», «За оборону советского Заполярья», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ». 

 



Николай Ижутов родился в 1920 году в чувашском селе Иремкасси. Семья Ижутовых была большая - родители воспитывали семерых детей. Николай был самым младшим. В 1928 году он пошёл в 1 класс Степановской семилетней школы, а после её окончания поступил в Канашский финансовый техникум. В 1938 году Ижутов был направлен на работу в Ибресинский райфо, где стал работать бухгалтером. С этой должности его в октябре 1939 года призвали в ряды РККА.

Начало Великой Отечественной войны застало Николая Ижутова курсантом Челябинского военного авиационного училища. Но осенью 1941 года, окончив училище, лейтенант Ижутов был направлен не на фронт, а в Высшую школу штурманов. Только через год, в октябре 1942 года, в дни ожесточённых боёв на Волге, он прибыл в 108-й дальнебомбардировочный авиационный полк авиации дальнего действия (АДД).

Боевые задания Ижутов выполнял на самолёте Ил-4 в любых условиях, днём и ночью, на полный радиус действия самолёта в составе экипажа: командиры корабля - подполковник И.В. Родионов и командир эскадрильи Герой Советского Союза майор Н.В. Новожилов; флагман-стрелок-радист – начальник связи эскадрильи старшина И.А. Исполнев; воздушный стрелок - сержант В.В. Щупляк.

На протяжении 2,5 лет пребывания на фронте Николай Ижутов выполнил 202 боевых вылета ночью, налетав 833 часа. Из них: 48 – на наведение и освещение целей, 13 – на фотографирование, 31 – на контроль качества бомбардировок с попутным бомбометанием, 110 – на бомбардирование целей. 95 боевых вылетов было выполнено Ижутовым на бомбардирование военно-морских и авиационных баз противника на севере Норвегии и Финляндии.

За время боевых вылетов 44 раза экипаж штурмана Ижутова подвергал бомбардировкам военно-промышленные объекты на территории Западной Европы: 
Кёнигсберг – 3 (10 и 12.04.43; 22.02.45),
Инстербург – 2 (22.04.43; 28.07.44),
Тильзит – 3 (17.07.44; 27.08.44; 01.10.44),
Будапешт - 1 (19.09.44),
Крениген - 1 (02.09.44),
Мемель – 3 (14.10.44; 20.12.44; 22.12.44),
Гумбиннен – 2 (17 и 24.10.44),
Штеттин - 1 (06.03.45),
Данциг – 3 (11, 26 и 27.03.45),
Ландсберг – 1 (18.04.45),
Берлин – 3 (21, 25 и 26.04.45),
Грайсфельд – 1 (27.04.45),
Свинемюнде – 1 (01.05.45),
Киркенес (северная Норвегия) – 4 (28.12.43; 5, 21 и 22.01.44),
Хебугтен (северная Норвегия) - 5,
Луостари и Петсамо (северная Финляндия) – 8.

Кроме этого экипаж штурмана Ижутова: 

  • 48 раз бомбардировал и освещал военные объекты в глубоком тылу противника в городах Борисов, Резекне, Полоцк, Орша, Минск, Орёл, Рига, Тукумс, Лида, Либава (Лиепая), Брянск, Щигры, Гомель, Шяуляй, Таллин, Вильнюс, Молодечно, Двинск (Даугавпилс);
  • 74 раза бомбардировал и освещал объекты в пределах фронтов и армейских тылов в населённых пунктах Жуковка, Смоленск, Витебск, Спас-Деменск, Городок, Опочка, Балабасово, Идрица;
  • 36 раз бомбардировал и освещал скопление войск и техники, артиллерийские позиции и опорные пункты противника на Смоленском, Орловском, Ленинградском, Мгинском направлениях и в интересах Карельского фронта.

В наградном листе, представленном командованием 108-го бомбардировочного авиационного Рижского Краснознамённого полка на капитана Ижутова, говорится:
«В боевой работе по разгрому немецких захватчиков всегда показывал боевое рвение, смелость, разумное упорство в достижении и точном поражении цели, в любых условиях погоды и противодействия ПВО противника — высокую лётную культуру, тактическую грамотность и боевое мастерство, чем зарекомендовал себя мастером ночного самолётовождения и точного поражения цели, хорошим организатором и воспитателем молодого штурманского состава.
На боевом счету тов. Ижутова к концу войны насчитывалось: взрывов — 38, из них большой силы — 15, пожаров — 33, из них большой силы — 14, хороших фотоснимков целей — 9, прямых попаданий по эшелонам, складам, станционным и аэродромным зданиям, по лётному полю и стоянкам самолётов — 83. Пожарами, взрывами и прямым попаданием бомб сожжено и уничтожено: 19 складов с боеприпасами и горючим, 5 самолётов на земле, разрушено 14 станционных и аэродромных зданий, 9 железнодорожных эшелонов, до 12 орудий, подавлено или уничтожено 17 прожекторов. 3 раза штурмовал с низких высот живую силу, технику и военные объекты противника, 7 раз экипаж подвергался атакам ночных истребителей противника и в активном воздушном бою отразил все атаки врага.
В результате отличного наведения на цели и их освещения тов. Ижутовым части дивизии 12 раз точно поражали цели и успешно выполняли боевые задания командования. Из 35 боевых вылетов на освещение целей произвёл 92 захода. За 31 вылет на контроль бомбардировок в общей сложности 10 ч. 20 мин. находился над целью, всегда производя точную оценку каждой сброшенной серии бомб».

Некоторые эпизоды, приведённые ниже, конкретизируют эту характеристику. 

  • В ночь на 27 марта 1943 года экипаж Родионова и штурмана Ижутова получил задачу бомбардировать железнодорожную станцию Жуковка. Это был один из первых его боевых вылетов, где молодой лётчик проявил себя незаурядным штурманом. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, Ижутов точно вывел бомбардировщик на цель, с 2-х заходов произвёл бомбардировку и взорвал крупный артиллерийский склад, за что получил благодарность командования.
  • В ночь на 22 апреля 1943 года в экипаже Родинова бомбардировал железнодорожный узел Инстербург, который прикрывался огнём зенитной артиллерии до 6-и батарей крупного калибра и прожекторами. Ижутов прицелился и бомбометанием вызвал в промышленной части города 3 крупных пожара. После бомбардировки Родионов снизил самолёт до 200 метров, и экипаж в 2-х заходах обстрелял железнодорожный эшелон.
  • В ночь на 20 июня 1943 года получил задачу бомбардирования скопления железнодорожных эшелонов на станции Брянск. Несмотря на огонь 12-и батарей и освещение 35-и прожекторов, Ижутов произвёл бомбометание, в результате чего возник крупный пожар. На обратном пути в сплошном тумане нашёл свой аэродром.
  • В ночь на 10 июля 1943 года экипаж Родионова - Ижутова получил задание нанести бомбовый удар по железнодорожной станции Орёл, где скопилось много эшелонов врага с живой силой и техникой. Несмотря на сплошные грозы по маршруту, Ижутов упорно пробивался к цели; обходя грозовые облака, произвёл 9 прокладок и перерасчётов маршрута и точно вывел самолёт на цель. Над городом по самолёту открыли огонь около 10-и зенитных батарей противника, которые взаимодействовали с 30-ю прожекторами. Несмотря на сплошной зенитный огонь врага, экипаж Ижутова совершил 2 боевых захода на цель, и штурман точно поразил её, вызвав пожар большой силы, который был виден на многие десятки километров.
  • В ночь на 16 июля 1943 года получил задачу бомбардирования станции Оптуха. Несмотря на противодействие зенитной артиллерии, Ижутов взорвал эшелон с боеприпасами, потом снизился до 300 метров и произвёл штурмовку эшелона, стоявшего в тупике. В результате обстрела и попадания в цистерну с горючим образовался пожар большой силы.
  • В ночь на 15 октября 1943 года получил задачу произвести бомбардировку эшелонов врага, скопившихся на железнодорожной станции Дретунь. При подходе к цели штурман Ижутов обнаружил, что в сторону Полоцка уходят 3 эшелона и доложил об этом командиру корабля. Лётчик немедленно бросил самолёт в погоню. 5 бомбоштурмовых атак произвёл Ижутов по уходящим эшелонам противника, один из них был разбит, загорелся и свалился под откос, а второй был частично разбит, повреждённые паровоз и вагоны загородили дорогу другим эшелонам.
  • В ночь на 5 июля 1944 года при бомбардировке железнодорожного узла Вильнюс экипаж был встречен ночными истребителями врага. Воздушные стрелки отразили нападение, а штурман Ижутов со второго захода точно поразил цель.
  • В ночь на 22 октября 1944 года в экипаже Новожилова получил задание осветить порт Либава (Лиепая). При подходе к цели лётчик умело маневрировал среди огня 4-х зенитных батарей и лучей 8-и прожекторов. С первого захода Ижутов отлично осветил цель, а со второго захода произвёл прицельное бомбометание. В результате образовался пожар в районе сооружений порта.


При боевых вылетах на Берлин Ижутов совершил 6 вылетов на наведение и освещение целей. Поиск затруднялся плотными дымками и плохой горизонтальной видимостью. Кроме этого во время уличных боёв в Берлине наши наземные войска близко примыкали к объектам бомбардировок. Ижутов в целях отличного освещения по 3-4 раза заходил на цель и всегда отлично выполнял боевое задание.

За мужество, отвагу и геройство, проявленное в годы войны, капитану Ижутову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны до 1970 года Ижутов служил в ВВС на должности командира дальнебомбардировочного полка. В 1955 году за успешное освоение новой техники, умелое командование полком в условиях «холодной войны» подполковник Ижутов был награждён орденом Ленина.

После выхода в запас в 1970 году Н.С. Ижутов остался жить там, где и служил в последнее время - в гарнизоне аэродрома Остафьево (ныне гражданский аэропорт Москвы). Работал в диспетчерской службе аэропорта Домодедово.

В гарнизоне Остафьево на одном из домов висит табличка: «Здесь жил Герой Советского Союза Н.С. Ижутов». А дело своего отца продолжает сын В.Н. Ижутов, полковник авиации, лётчик высокого класса, работающий ныне на международных трассах.

 

Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Publish modules to the "offcanvs" position.