29 | 04 | 2017

Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов – одно из старейших учебных заведений в Военно-Воздушных Силах России, основанное 1 октября 1936 года.  За 77 лет своего существования училище подготовило более 37 тысяч высококвалифицированных штурманов, стрелков-радистов и других специалистов для Военно-Воздушных Сил.

В годы Великой Отечественной войны многие выпускники училища были награждены орденами и медалями, а 25 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Нет такой воинской части Военно-Воздушных Сил России, где бы не служили выпускники Челябинского ВВАКУШ. Многие из них стали видными военными руководителями, занимали и сейчас остаются на ответственных должностях в ВВС.     

Объявление на Главной
Новости
  • День открытых дверей

    Правительство Челябинской области

    Правительство Челябинской области

    ЧВВАКУШ приглашает абитуриентов на день открытых дверей
    ЧВВАКУШ приглашает абитуриентов на день открытых дверейЧВВАКУШ приглашает на день открытых дверей абитуриентов и их родителей, а также готовится к приему 430 курсантов на первый курс военно-воздушной академии, сообщает пресс-служба вуза.
    Читать далее
       
  • О проблеме с жильем

       
Анонсы статей

История кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 
 
eagle
 
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Одной их главных задач по подготовке штурманских кадров, наряду с военно-теоретическим и специальным обучением, лётной подготовкой, является формирование у будущих офицеров-воспитателей научного материалистического мировоззрения, высо­ких морально-боевых и психологических качеств. С этой целью в 1936 году создаётся цикл социально-экономических дисциплин, который в 1960 году переименован в кафедру марксизма-ленинизма, в 1990-м — кафедру общественных наук, а в 2000-м — кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

4 октября 1936 года считается днём создания цикла.

В первый период цикл социально-экономических дисциплин возглавляли: баталь­онный комиссар Н.С. Голенко, старший политрук С.Н. Дозмаров, подполковник В.И. Мурзин, кандидат исторических наук полковник В.А. Коптев.

Первый преподаватель старший политрук С.А. Дмитриев был назначен на цикл преподавателем истории ВКП(б). В течение 2-х лет социально-экономический цикл уком­плектован выпускниками Военно-политической академии им. В.И. Ленина преподавате­лями В.П. Бабуриным, А.С. Батретдиновым, П.И. Горчаковым, П.И. Горшковым, Г.Ф. Кауровым, Д.И. Лисиным, А.Н. Лозовским, С.А. Павлиным, Ф.Б. Рогачёвым, В.А. Тепловым, М.А. Шариковым, А.Б. Шевченко, А.В. Херсонским и другими. Коллектив цикла подобрался трудолюбивый и творческий, получил прочную теорети­ческую подготовку в академии, это дало возможность проделать огромную работу по созданию и оснащению цикла, организовать учебно-воспитательный процесс.

В довоенный процесс по 2-годичной школьной и 3-годичной училищной програм­мам курсанты изучали историю СССР, историю ВКП(б), Конституцию СССР. С 1936-го по 1938 год занятия с курсантами планировались и проводились по звеньям авиационной эскадрильи, а с 1938 года — по классным отделениям. С 1938—1939 годов вводится практика приёма экзаменов и зачётов по билетам.

Вновь созданному коллективу цикла предстояло организовать учебно-воспитательный процесс, создать учебно-материальную базу, составить тематические планы и учебные про­граммы, обеспечить курсантов методической литературой, учебными и наглядными по­собиями, проводить консультации, дополнительные занятия, участвовать в агитационно-пропагандистских, политико-воспитательных мероприятиях. Под руководством преподавателей А.С. Батретдинова, П.И. Горшкова, С.И. Голенко, С.А. Дмитриева курсанты, начиная с 1940 года, оборудовали два учебных класса по истории СССР, истории ВКП(б), методический кабинет.

Курсантам первого набора учиться было нелегко, хотя они все поступили в школу лётчиков-наблюдателей из высших учебных заведений страны. Учебный процесс отличался многопредметностью. Отрицательно сказывалось на успеваемости почти полное отсутствие учебников, учебных пособий, бедность учебно-материальной базы, бытовые неурядицы. Особенно это отражалось на учёбе курсантов, поступивших в училище в 1938-1940 годах, которые имели незаконченное среднее образование, но непреодолимая тяга к знаниям, упорство и настойчивость помогали бороться с трудностями. Коллектив цикла успешно справлялся с поставленными задачами. В сентябре 1937 года комиссия провела переводные испытания на 1-м курсе. Из 248 курсантов 95% сдали экзамены по истории ВКП(б) на "хорошо" и "отлично". При этом в акте комиссия отметила следующие недостатки: по фактическому материалу недостаточно используют высказывания классиков марксизма-ленинизма, у ряда курсантов нет понимания характера революции 1905-1907 годов. Итоги первых переводных экзаменов стали предметом обсуждения на партийном собрании цикла и других мероприятиях, программой деятельности преподавателей по устранению выявленных недостатков в обучении и воспитании курсантов.

В ноябре 1938 года состоялся первый экспериментальный выпуск 32-х курсантов 8-го классного отделения. Все курсанты сдали выпускные экзамены по истории ВКП(б) и партийно-политической работе в Красной Армии и Военно-Морском Флоте без троек, со средним балом 4,65. Среди выпускников, показавших высокие и твёрдые знания и полу­чивших отличные оценки, были лейтенант В.И. Кириллов, впоследствии генерал-майор авиации, доктор военных наук; профессор А.Ф. Петров — полковник, Герой Советского Союза; В.К. Тихоненко, В.А. Быхал — генерал-майоры авиации, кандидаты военных наук. Выпускник лейтенант Ф.Г. Рябихин оставлен в училище помощником военного комиссара авиационной эскадрильи по комсомолу. В годы Великой Отечественной войны он был военным комиссаром авиаполка. Закончил военную службу начальником кафедры обще­ственных наук в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина.

Первый массовый выпуск лётчиков-наблюдателей состоялся в октябре 1939 года. Этот выпуск отличался высоким качеством. На выпускных экзаменах по истории ВКП(б) получили оценку "отлично" 82% , "хорошо" — 17,6%, "удовлетворительно" — 0,4%. 

Clip

Последующие предвоенные выпускные эк­замены лётчиков-наблюдателей с присвоением воинского звания "лейтенант" дали хорошие результаты. Средний балл составил 4,56 и 4,32. Выпускники понимали, что офицер дол­жен не только в совершенстве владеть лётным мастерством, но и глубоко разбираться в мар­ксистско-ленинской теории, понимать своё ме­сто в защите социалистического Отечества, быть умелым воспитателем подчинённых. Об этом хорошо сказал выпускник 1939 года лей­тенант Н. Чупин: "В совершенстве овладев военным делом и основательно изучив крат­кий курс истории ВКП(б), я с честью понесу высокое звание офицера-штурмана".

Преподаватели регулярно выступали перед личным составом училища с лекциями, бесе­дами, докладами на различные актуальные темы, проводили политинформации, прини­мали участие в работе собраний в ротах курсантов, помогали активу подразделений в организации и проведении массово-политических мероприятий. 

Преподаватели социально-экономического цикла периода Великой Отечественной войны:
старший лейтенант И.Д. Король, майор Г.Ф. Боровиков, капитан М. И. Мельников


По инициативе политотдела в 1937 году при цикле создаётся школа молодого пропа­гандиста. Руководил ею заместитель начальника цикла. На занятиях в школе преподаватели выступали с лекциями о международном положении, внутренней и внешней политике, разъясняли положения новой Конституции СССР (1936 г.), оказывали методическую по­мощь в подготовке и написании текста беседы, выступления, доклада, давали методические советы, рекомендации агитаторам и пропагандистам.

Предвоенные годы обучения и воспитания курсантов, первые выпуски лётчиков-наблюдателей показали, что на цикле социально-экономических дисциплин зародились замечательные традиции формирования у курсантов научного мировоззрения, верности воинскому долгу, любви к своему училищу, войскового товарищества, ответственности за порученное дело, любви к своим командирам, преподавателям, инструкторам. Эти тради­ции закреплялись, развивались и преумножались в годы Великой Отечественной войны. С 27 июня 1941 года школа и СЭЦ перешли на обучение курсантов по программе военного времени. Переход на новую программу потребовал быстрой перестройки всей учебной и воспитательной работы применительно к требованиям войны. Программа военного времени предусматривала подготовку стрелков-бомбардиров, а с 1943 года — штурманов и стрелков-радистов за 8-12 месяцев.

Согласно мобилизационному плану многие опытные преподаватели были направ­лены на фронт в качестве политработников батальонного звена, часть — добровольно поехали на фронт защищать Родину. На их место прибыли выпускники военной акаде­мии и гражданских вузов: майоры Г.Ф. Боровиков, С.А. Павлин, М.Л. Цион, И.С. Злотников, старший лейтенант  капитан М.А. Директоренко, капитаны М.И. Мельников, Ю.Н. Мошенский, М.Н. Назаров. И.Н. Проскуряков, П.А. Полищук, П.Н. Рисовец, А.К. Рыжов, А.И. Симанов, А.И. Тюльков, старшие лейтенанты И.Д. Король, А.И. Лисиченков, А.В. Башкуров.

Преподаватели цикла разрабатывали методические материалы, совершенствовали учебно-материальную базу, качественно читали лекции, содержательно и творчески про­водили семинарские занятия, организовывали дополнительные занятия с курсантами. Под руководством преподавателей Н.С. Голенко, П.И. Горчакова, А.Б. Шевченко было оборудовано две аудитории. В начале каждого занятия выделялось до 10 минут времени для информирования курсантов о событиях на фронте, героических делах выпускников, с которыми выступали наиболее подготовленные курсанты.

С поставленными в годы войны задачами коллектив цикла успешно справился. В июле 1941 года курсанты, сдав госэкзамены по истории ВКП(б) на "хорошо" и "отлич­но", без троек, были выпущены в звании "сержант" по 1-му и 2-му разрядам.

С прибытием в училище Павлоградской военно-авиационной школы стрелков-бомбардиров преподавателям пришлось работать с большим напряжением, учебная нагрузка достигала 12 часов в день. Курсанты учились в две смены. Но и в этих условиях преподаватели находили время, чтобы проводить индивидуально-воспитательную рабо­ту с курсантами, что позволяло им хорошо усваивать теоретический материал. В конце года состоялись текущие экзамены. Успеваемость выглядела следующим образом: оценку "отлично" получили 54% курсантов; "хорошо" — 40,5%; "удовлетворительно" — 5,3%; "неудовлетворительно" — 0,2%.

Осенью 1942 года для фронта на базе школы формировались два авиационных полка. Парторгом 373-го авиаполка назначается преподаватель социально-экономичеого цикла старший политрук Ф.Б. Рогачёв (в конце войны — полковник, заместитель начальника политотдела авиадивизии в Риге), а преподаватель цикла старший политрук P.M. Гогулан избирается секретарём партийного бюро 990-го авиаполка.

Учебно-воспитательная работа цикла строилась с учётом использования опыта боевой деятельности выпускников школы.

С целью изучения такого опыта, поддерживая активную переписку с частями, где служили наши выпускники, преподаватели партийно-политической работы в КА и ВМФ старшие политруки В. П. Бабурин, А. Б. Шевченко выезжали в боевые части, где и изучали опыт боевых действий, морально-боевые и психологические качества выпускни­ков. На всех видах занятий, массово-политических мероприятиях раскрывались и пропаган­дировались героические подвиги А. Бурденюка, В. Самосудова, В. Поликарпова, В. Терещука, совершивших огненные тараны по наземным целям; выпускника училища капитана А.В. Хлопкова, который осуществил вынужденную посадку самолёта Ил-4 (лётчик был тяжело ранен) на фюзеляж; мастеров ночных бомбовых ударов Героев Советского Союза капитанов А.Ф. Аргунова и совершившего 798 боевых вылетов И.И. Марьина; братьев Михаила и Николая Паничкиных; майора Ф. С. Ялового и других. Использовалась и такая форма работы, как приглашение фронтовиков на занятия. Так, в 1943 году в училище приезжал выпускник 1939 года Герой Советского Союза гвардии капитан А.Ф. Петров, который по приглашению начальника СЭЦ подполковника В. И. Мурзина выступил перед курсантами на семинарском занятии по истории ВКП(б). 

После окончания Великой Отечественной войны перед военно-учебным заведением возникли новые задачи по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров. Социально-экономический цикл вступил в новый этап своей истории. С июня 1945 года училище и цикл переводят на новые формы обучения курсантов. В основу всего учебно-воспитательного процесса был положен боевой опыт авиации в годы войны. Одной из особенностей этого этапа было внедрение партийности и идейности преподавания на всех циклах учебного отдела. Сократилось количество курсантов. В свете новых требо­ваний разрабатываются новые программы, тематические планы, планы семинарских и практических занятий по всем предметам. Программа по истории ВКП(б) составляла 180 часов, по партийно-политической работе в СА и ВМФ — 100 часов, Обновляется учебно-материальная база. Наглядная агитация, планшеты, схемы, плакаты, лозунги, диаграм­мы наполняются новым содержанием. Курсанты-активисты под руководством препода­вателей П.Г. Агарышева (воспоминания), С.Б. Арустамова разработали и оформили в фойе стенд "Рос­сия — родина ленинизма". Преподаватели готовили учебные и наглядные пособия, методические разработки. Предметно-методические комиссии, в которые входили препо­даватели истории ВКП(б) (с 1953 года — истории КПСС) и партийно-политической работы в СА и ВМФ, по курсантским ротам обсуждали вопросы повышения качества обучения, совершенствования методического мастерства. Все преподаватели читали по два предмета. В ходе преподавания социально-экономических дисциплин, как отмеча­лось в акте выпускной комиссии, больше внимания уделялось воспитательной стороне обучения.

В послевоенное время возникли значительные слож­ности в обучении, которые заключались в том, что кур­санты набора 1945, 1946, 1947 годов учились по 4-5 лет. Необходимо было проводить дополнительные занятия по новым разработанным программам и тематическим планам. Увеличивалась нагрузка на преподавателей. Как правило, в этот период они вели два предмета в своих классных отделениях, дополнительно проводили занятия в вечер­нем университете марксизма-ленинизма и в группах офицерского состава по политиче­ской подготовке.

С 1948-го по 1950 год преподавательский состав полностью обновился. На цикл прибыли выпускники Ленинградского высшего военно-педагогического института СА и ВМФ им. М.И. Калинина, многие из них — участники Великой Отечественной войны: капитан П.Г. Агарышев (после увольнения из армии в 1956 году стал доктором исто­рических наук, профессором, заведующим кафедрой Челябинского политехнического института); подполковник Д.Н. Базилевич — заместитель начальника СЭЦ училища, кандидат исторических наук (переведён начальником кафедры истории КПСС в Че­лябинское высшее военное автомобильное училище); подполковник П.П. Басов, секре­тарь парткома УЛО в 1959—1960 годах, после демобилизации — заведующий кафедрой истории КПСС в Ленинградском авиационном институте; майор Н.С. Бессонов — стар­ший преподаватель истории КПСС; капитан A.M. Ботов — кандидат исторических наук, доцент (переведён начальником кафедры в Львовское высшее военно-политическое учи­лище); майор С.И. Голубев — кандидат исторических наук, доцент, в 1972 году возгла­вил кафедру истории КПСС и партийно-политической работы в СА и ВМФ в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, генерал-майор авиации; майор К.К. Король, кандидат исторических наук, доцент, защитился в училище, в 1967 году назначен началь­ником кафедры марксизма-ленинизма в Челябинское высшее военное танковое училище; капитан А.И. Лукашин, с 1964 года — старший инструктор по оргпартработе политот­дела ВВС УралВО; подполковник И.Н. Манушкин, с 1959 года — начальник СЭЦ Пермского военно-авиационного училища по вооружению; капитан Г.В. Миклин; подпол­ковник В.Н. Просвирин; старший лейтенант В.Г. Неженский. Прибыли также преподаватели, имеющие историческое образование и закончившие высшие педагогические учебные заведения. Это подполков­ники С.Б. Арустамов, В.В. Алексеев, Н.Е. Даниленко, майор В.П. Елисеев, капитаны Н.М. Овлащенко, Л.В. Романов, М.А. Ремов, старший лейтенант Н.А. Сухин (с 1957 года — секретарь партбюро отличного 605-го учебно-авиационного полка училища).

Участвуя в социалистическом соревновании, коллектив цикла в 1949 и 1957 годах был удостоен звания отличного. В приказах по училищу лучшими методистами, воспи­тателями-кураторами определялись капитан П.Г. Агарышев, подполковники О.Б. Аруста­мов, Д.Н. Базилевич, П.П. Басов, A.M. Ботов, майор С.И. Голубев, капитан К.К. Король, полковник И.Н. Манушкин.

Преподаватели цикла активно участвовали в агитационно-массовой и пропаган­дистской работе, причём если в годы Великой Отечественной войны больше внимания уделялось агитационной работе среди личного состава, то в мирное время были созданы реальные условия для использования в воспитании курсантов всех форм идейного воз­действия: пропаганды, агитации, литературы, искусства, радио, периодической печати.

Важным периодом в истории цикла стали 60-90-е годы.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 мая 1959 года Челябинское военное авиационное училище штурманов, как и другие военные учебные заведения страны, было преобразовано в высшее военно-авиационное училище с четырёх­годичным сроком обучения. Оно стало готовить штурманов-инженеров. Высший профиль училища требовал коренной перестройки боевой и политической подготовки, внедрения нового содержания и методов обучения и воспитания. Социально-экономический цикл был преобразован в кафедру марксизма-ленинизма.

В этот период основное внимание коллектива кафедры уделялось разработке и переработке, на различных этапах её истории, учебных программ, тематических пла­нов, планов семинарских занятий, лекций, методических разработок по вновь вводи­мым предметам в соответствии с требованиями высшей военной школы, а также Государственного образовательного стандарта.

За короткий срок необходимо было овладеть новой системой планирования, со­здать учебно-материальную базу, оборудовать преподавательскую, лаборантскую, каби­нет марксизма-ленинизма, подготовить лекционный фонд, учебные аудитории, приобре­сти учебники по всем предметам, методическую литературу, оформить документацию, сформировать предметно-методические комиссии, составить структурно-логические схе­мы, укомплектовать всем необходимым филиалы учебного отдела в городах Каменск-Уральском, Кустанае, Шадринске. Решение этих задач и первые занятия показали спо­собность преподавателей кафедры обучать и воспитывать курсантов с учётом новых требований. Это подтвердили государственные экзамены. Несмотря на то, что историю КПСС курсанты изучали на 1-м, а госэкзамен сдавали после окончания 4-го курса, результаты были обнадёживающие. Средний балл с 1963-го по 1969 год составил 4,22—4,37. "Выпускники училища, — говорилось в акте ГЭК, — это грамотные и зрелые, с высоким уровнем лётной подготовки штурманы, воспитанные на основе марксистско-ленинского учения, в духе преданности Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству, умело осуществляют обучение и воспитание подчинённых". С 1968 года курсанты сдавали госэкзамен по научному коммунизму, с 1990 года — комплексный экзамен по трём предметам: философии, экономике, психологии и педагогике, а с 1996 года экзамен по общественным дисциплинам был отменён.

Ответственную и почётную миссию обучения выпускников выполняли преподава­тели научного коммунизма в филиалах училища в городах Каменск-Уральском, Шад­ринске, Кустанае, Южноуральске. Это офицеры В.М. Айрапетов, И.Н. Буянов, В.А. Веселков, В.А. Доброжанский, Б.Н. Кавешников, И.Ф. Харченко, Х.А. Чурмантаев, С.Г. Шарманов, В.А. Явойш. Они не только проводили учебные занятия, но и в часы самостоятельной подготовки и политмассовой работы организовывали консультации, агитационно-массовые мероприятия с курсантами. А по окончании учебного года гото­вили курсантов к госэкзаменам, читали обзорные лекции по истории, философии, полит­экономии, вопросам внутренней и внешней политики Советского государства, оказыва­ли методическую помощь в изучении первоисточников, проводили викторины по знанию выпускниками состава высшего государственного и военного руководства страны, струк­туры военно-политических и экономических союзов и блоков. Создавали, поддерживали и совершенствовали учебно-материальную базу.

Преподавательский состав кафедры вёл поиск новых подходов к совершенствова­нию учебно-воспитательного процесса, обновляя методы работы. В 80-е годы создаются четыре инициативные научно-исследовательские группы под руководством полковников Н.В. Передерий, В.В. Черноплёкова, подполковников С.М. Кетько, В.Д. Сударикова по разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс активных форм и методов работы по направлениям: "Содержание", "Навыки", "Продумывание", "Диалог". В рам­ках изучения и совершенствования модели авиационного штурмана на кафедре проведе­но конкретно-социологическое исследование "Курсант". Под руководством начальника кафедры полковника А.Н. Гуляшинова в разработке программы, анкет и анкетирования приняли участие все преподаватели. Выводы по материалам проведённого исследования обобщены в рекомендациях руководству училища, командирам курсантских подразделе­ний и преподавателям учебного отдела. Эта работа продолжается.

Одной из предпосылок положительных результатов обучения и воспитания курсан­тов этого периода явилось постоянное углубление своих теоретических знаний препо­давателями, их научно-исследовательская работа. Примером плодотворной деятельнос­ти служила кафедра марксизма-ленинизма. Здесь за 40 лет подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации 22 преподавателя: офицеры А.С. Белин, И.Н. Буя­нов, В.И. Бородин, С.И. Голубев, А.Н. Гуляшинов, В.А. Доброжанский, И.Н. Занин, Б.М. Каневский, К.К. Король, П.Т. Квачук, Г.Н. Казанцев, П.Д. Прошутинский, Г.А. Смирнов, B.C. Скробов, Ш.Ш. Хайрулин, В.П. Горынин, В.Н. Майсак, СВ. Колунтаев, В.А. Попиков; офицеры запаса, выпускники училища С.М. Кетько, В.А. Южаков; служащие СА Г.П. Бельцова, Л.Н. Коняхина. Многие из них с повышением по службе переведены в другие военно-учебные заведения.

Lyalina    Служащая РА Л.Ю. Лялина после окончания исторического факультета Кустанай-ского педагогического института в 1980 году пришла работать на кафедру. Трудолюби­вая, общительная, она сразу завоевала авторитет среди коллег и курсантов. В совершен­стве владеет теоретическим материалом своего предмета — истории. Лекции читает на достаточно высоком научном и методическом уровне. Постоянно добивается активности и творчества курсан­тов на занятиях. Курсантов 1-го курса учит самостоятель­но мыслить, активно работать с литературой. Даёт перво­начальные навыки подготовки к семинарским занятиям. Много работает над разработкой и написанием дидакти­ческих материалов. Находится в поисках новых методов и приёмов обучения курсантов. Несмотря на требователь­ность преподавателя Л.Ю. Лялиной, курсанты относятся к ней с большой любовью и уважением. Это особенно проявляется на консультациях, которые проводит Лилия Юрьевна. Активно участвует в общественной жизни ка­федры, агитационно-пропагандистской работе. Является профоргом кафедры.
Sharmanov Ветеран училища Сергей Григорьевич Шарманов, поступивший в Челябинское училище в 1952 году, прошёл путь от курсанта до полковника, старшего преподавателя. 30 лет он посвятил работе на кафедре, является одним из лучших преподавателей, хорошим методистом и органи­затором, постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, часто выступает перед курсантами, пропаганди­рует славные боевые традиции училища. На всех видах учеб­ных занятий стремится дать курсантам первичные навыки агитационно-пропагандистской и воспитательной работы. Уйдя в запас в 1986 году, Сергей Григорьевич продолжает работу на кафедре, сочетая её с должностью нештатного заведующего музеем института. Его деловые советы, рекомендации, предложения оказывают существенную помощь в организа­ции работы ветеранов и музея института.

Огромный объём работы в разные периоды обучения проделал коллектив кафедры по созданию, реконструкции и обновлению учебно-материальной базы. В конце 70-х годов по разработанному подполковником Ю.К. Третьяковым плану, при активном участии пре­подавателей Ю.Ф. Горцилло, С.И. Гайдашева и курсантов четвёртого курса, была создана образцово-показательная 433-я аудитория по партийно-политической работе (затем психологии и педагогике), оснащённая техническими средствами обу­чения.

Предметно-методическая комиссия по истории КПСС в составе полковника А.С. Белина, подполковников О.Ф. Гришечко, Ю.П. Кузьмичёва, затем В.Д. Сударикова с помощью курсантов оборудовала лекционный зал (435-я аудитория). На планшетах — содержание тем, политическая карта мира. Аудитория оборудована экраном, трибуной с пультом управления, красочным панно, радиофицирована.

Одновременно с оборудованием аудиторий техническими средствами обучения при­обретались учебно-документальные кинофильмы. Так, например, по всем темам истории КПСС, партийно-политической работе, частично по философии имелись учебные филь­мы. Все читаемые лекции по этим предметам в любой оборудованной аудитории сопро­вождались показом документального фильма на киноаппарате "Украина".

На новом этапе развития кафедры, когда училище стало филиалом Балашовского авиационного института, огромную работу по обновлению учебно-материальной базы проделали преподаватели С.М. Кетько, Н.В. Передерий, В.А. Попиков, заведующая учебным кабинетом Л.С. Ганцова, которые переоборудовали аудитории по предметам.

Эти годы совпали с важными политическими событиями в жизни страны, Воору­жённых Сил, общественных организаций. Весь личный состав училища, в том числе и коллектив кафедры, участвовал в социалистическом соревновании за достойную встречу этих знаменательных исторических дат. В результате соревнования коллектив кафедры в 1961, 1977, 1984, 1986, 1987, 1989, 1995, 1996-2000 годах завоёвывал 1-е место среди кафедр учебного отдела, а в 1984 году был награждён командующим ВВС УрВО кубком.

Значительную помощь преподавателям и курсантам в подготовке к занятиям, написании рефератов оказывает учебный кабинет, который возглавляли:

  • с 1959-го по 1969 год — Г.П. Бельцова, по образованию историк, кандидат исторических наук, участница Великой Отечественной войны, военный штурман женского авиационного полка. Общительная, женственная, хороший организатор. Ей удалось сделать капитальный ремонт кабинета марксизма-ленинизма, закупить ободование, мебель, укомплектовать необходимой литературой: учебниками, учебными пособиями по всем вводимым предметам. Организовывала подписку на газеты и журналы. Кабинет по-настоящему стал центром методической работы;
  • с 1969-го по 1994 год — В. С. Черникова. Закончила педагогический институт, пришла на кафедру с должности директора школы № 85 посёлка Шагол. Энергичная, коммуникабельная, умела организовать мероприятия с курсантами на этические, эстетические, политические темы. Смело шла в курсантские подразделения и проводила беседы, диспуты, обсуждение политической и художественной литературы. Оказывала помощь курсантам в реферативной работе. Своевременно подбирала и закупала необходимую новую политическую литературу, по отдельным предметам проводила консультации. Под её руководством был оборудован, оформлен наглядной агитацией читальный зал, где курсанты готовились к занятиям, писали рефераты, доклады, сообщения, фиксированные выступления, читали газеты и журналы. Работники лабора­тории технических средств обучения и преподаватели оборудовали в читальном зале электрифицированную машину-консультант, которая широко использовалась курсан­тами во время подготовки к экзаменам;
  • с 1994 года — Л. С. Ганцова. Окончила Челябинский институт культуры, ветеран училища. Незаурядные способности художника и прекрасный эстетический вкус позволи­ли ей красочно преобразить кабинет и фойе. Наиболее удачно были выполнены стенды: "К 55-летию Великой Победы", "История Челябинского ВВАКУШ и кафедры", "65 лет Челябинскому училищу", "Государственное устройство России" и другие.

Особым уважением у курсантов пользовались преподаватели — выпускники учили­ща офицеры В.М. Айрапетов, В.Н. Двинских, С.А. Виноградов, С.М. Кетько, Г.К. Нужин, В.М. Самойленко, С.Г. Шарманов, Г.К. Филатов, В.А. Южаков, которые после окончания училища проходили службу в авиационных частях.

Добрых слов заслуживают преподаватели, которые непродолжительное время обуча­ли курсантов. Это Ю.Н. Гревцов, А.Ф. Евченко, А.А. Коваленко, А.Н. Коровин, Н.В. Ко­лосов, Г.Н. Казанцев, С.В. Колунтаев, Н.А. Кузнецов, Л.С Лукина, В.Н. Михайлов, И.Н. Моисеенко, Г.А. Смирнов, В.И. Рыбин, Т.В. Усынина, Ю.Д. Хубецов, Н.И. Шулин, В.Д. Шуба.

С 1991 года кафедра вступила в период постоянных изменений. После момента распада СССР дважды изменялся её статус. Пять раз менялись штаты и состав преподавателей.

В это нелёгкое время коллективом руководили: кандидат исторических наук, доцент полковник Ю. М. Цыплаков, кандидат исторических наук, полковник В. Н. Майсак, кандидат педагогических наук, доцент полковник Ш. Ш. Хайрулин (с февраля 2010 года избран заведующим кафедрой). Заместителями начальника кафедры были: кандидат исторических наук, полковник В. Н. Майсак, кандидат педагогических наук, доцент полковник Ш. Ш. Хайрулин, кандидат философских наук, доцент полковник В. А. Попиков, кандидат исторических наук, доцент полковник Н. И. Чуев.

Добрых слов заслуживают преподаватели, которые в 1991 – 2004 годах обучали курсантов офицеры: Ю. Н. Гревцов, С. В. Колунтаев, В. Н. Мануйлов, В. А. Попиков, В. И. Рыбин, О. М. Шарапа, Д. М. Шуба; офицеры запаса, выпускники училища С. Г. Шарманов, В. А. Южаков; гражданский персонал В. П. Горынин, А. Г. Кондратов, Л. К. Лободенко, Л. С. Лукина, В. А. Черкасов.



Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Поделиться
Даты
Пн Май 01, 2017
мая 1943 - из стен училища выпустилось 163 стрелка-бомбардира
Ср Май 03, 2017
май 1953 - училище перешло на новый штат с тремя учебными полками – два на Б-25 и один на Ли-2; по новому штату вновь сформирован 691-й УАП
Календарь
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30