header

История Челябинского ВВАКУШ. 1941-1945 г.г.

История Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

(1941 - 1945 г.г)

(материал из книги "Челябинский краснознаменный военный авиационный институт штурманов: история и современность (к 65-летию со дня создания)", видеоматериалы из фильма "Тебя штурмуем, неба высота... К 70-летию Челябинского ВВАКУШ")


С 1 января 1941 года училище было переименовано в Челябинскую военную авиаци­онную школу стрелков-бомбардиров. Срок подготовки — 1 год. Выпускникам присваива­лось воинское звание "сержант". Количество учебных часов в день было доведено до восьми, а летом до девяти, и три часа самоподготовки, отменялись каникулы. 15 мая 1941 года школа приняла в свой состав курсантов Краснодарской школы стрелков-бомбардиров.

Первые выпуски лётчиков-наблюдателей и стрелков-бомбардиров показали, что курсантам училища были привиты такие качества, как верность воинскому долгу, готов­ность к защите Отечества, любовь к штурманской профессии.

Суровым испытанием для личного состава училища стала Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года в 15 часов 30 минут исполняющий обязанности начальника училища бригадный комиссар А.Н. Вялов открыл на стадионе митинг личного состава. Участники митинга единодушно приняли резолюцию, в которой отмечалось, что личный состав училища в ответ на разбойничье нападение немецко-фашистских захватчиков повысит революционную бдительность, с ещё большим упорством и настойчивостью будет изучать боевую технику и оружие, проявит верность воинской присяге и готов­ность выполнить воинский долг до конца.

Василий Павлович Белов

23 июня 1941 года начальником училища был назначен полковник Василий Павлович Белов. Талантливый органи­затор, энергичный руководитель, он сыграл большую роль в мобилизации всех сил личного состава на выполнение по­ставленных перед училищем задач. Ближайшей задачей была ускоренная подготовка для фронта стрелков-бомбардиров.

В июле 1941 года был произведён очередной выпуск курсантов в количестве 1 352 человек. Все выпущены стрелками-бомбардирами со званием "сержант". По 1-му разряду окончило училище 143 человека. В этом же месяце из состава училища выделено на доукомплектование батальона аэродромного обслуживания 9 человек начсостава и 160 человек младшего состава. Ускоренный выпуск потребовал большого напряжения в лётной работе. Из 230 лётных дней учебными авиаэскадрильямп было использовано для полётов 223. Полёты были организованы в две смены. Вместо предусмотренных трёх вылетов в день лётчики-инструкторы делали по четыре-пять. Всего за 1941 год учебные авиаэскадрильи налетали 65 500 часов, из них 6 000 часов — ночью.

Образец самоотверженного труда показал личный со­став 2-й авиационной эскадрильи, которая по всем основным показателям вышла на 1-е место в училище. Ей было вручено переходящее Красное знамя ВВС Красной Армии, полученное училищем в 1940 году.

В октябре 1941 года в училище начали формироваться 658, 686 и 688-й боевые авиационные полки ночных бомбардировщиков на базе самолётов Р-5, Р-Z, Р-5ССС и одна эскадрилья тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3. Командирами были назначены подполковник В.Н. Кулаков-Павлов, майор П.Д. Бондаренко, капитан К.В. Яровой, командиром отдельной эскадрильи — капитан В.П. Зайцев. В боевые полки направля­лись лучшие лётчики и техники учебных авиаэскадрилий. Штурманами, стрелками-бомбардирами полков стали лучшие выпускники, воспитанники училища. Более трёхсот рапортов было подано на имя командиров частей и начальника училища с просьбой о зачислении в боевые экипажи. По окончании подготовки полки были приняты комиссией ВВС УрВО и немедленно вылетели на фронт. 658-й авиационный полк вылетел на Калининский фронт 11 ноября 1941 года. В тот же день улетел на Западный фронт 688-й авиаполк. 17 ноября 1941 года на Западный фронт улетел 686-й авиационный полк, в ноябре — эскадрилья капитана В.П. Зайцева. Едва успев прибыть на фронт, экипажи приступили к боевой работе.

За своевременное и чёткое выполнение задания по формированию ночных бомбар­дировщиков для фронта командующий ВВС УрВО объявил благодарность начальнику училища полковнику В.П. Белову и военному комиссару полковнику М.Г. Марину.

В ноябре - декабре 1941 года училище приняло участие в комплектовании боевых экипажей авиационных полков, формировавшихся в Уральском военном округе, в част­ности в комплектовании формировавшегося в городе Троицке 735-го авиационного полка. Полк прибыл на аэродром училища 15 ноября 1941 года и вылетел на фронт 25 декабря. Более трёхсот выпускников училища в конце 1941 года ушли в составе полков ночных бомбардировщиков, созданных в городах Свердловске, Троицке, Кирове.

Получив опыт формирования и подготовки авиационных полков, училище продолжило эту работу и в 1942 году. В сентябре - ноябре 1942 года из состава училища были сформиро­ваны и подготовлены для фронта два авиационных полка ночных бомбардировщиков: 373-й на самолётах Р-5 и 990-й на самолётах По-2. Командирами полков были назначены лучшие командиры учебных эскадрилий: майор И.В. Силивестров и капитан М.Н. Афанасьев. Полки в короткий срок были подготовлены для боевых действий ночью в составе звена и одиночными экипажами и 19 ноября 1942 года вылетели на фронт.

15  сентября 1941 года в училище влилась Павлоградская авиашкола стрелков-бомбардиров в составе двух эскадрилий, и с этого момента училище перешло на штат семиэскадрильного состава со сроком обучения шесть месяцев. Много потрудились работники тыла, чтобы разместить и обеспечить состав Павлоградской военно-авиационной школы стрелков-бомбардиров, эвакуированных в Челябинск. В курсантских казармах, рассчитанных на 1 400 человек, было размещено до 3 000 человек. Училище вынуждено было перейти на занятия в две смены (вторая заканчива­лась в 24 часа). Коллектив преподавателей работал с большим напряжением, учебная нагрузка доходила до 12-14 часов в день. Но и в этих условиях они находили время, чтобы проводить индивидуальную работу с отстающими курсантами и подтягивать их до уровня успевающих. Большую помощь преподавателям оказывали сержанты — вы­пускники 1941 года, отобранные из числа отличников и допущенные в дальнейшем к преподавательской работе. Образцово работали на должностях преподавателей штур­манского цикла сержанты Н.Н. Буга (в последующем доцент, кандидат технических наук, начальник факультета Ленинградской военно-инженерной Краснознамённой ака­демии им. А.Ф. Можайского), А.Ф. Вдовенко (до 1956 года работал преподавателем цикла бомбометания), С.Н. Трофимов (впоследствии закончил ВВА).

Большое внимание командование школы уделяло воспитательной работе. Коман­диры авиаэскадрилий майор Н.Н. Каюков и капитан В.П. Иванов мобилизовали личный состав подразделений на преодоление отставания курсантов в учёбе, на укрепление воинской дисциплины в классных отделениях, повышение личной ответственности кур­сантов за свою подготовку. Много поработали с курсантами командиры отрядов капи­таны А.А. Зуев и А.А. Девятьяров, старший лейтенант А.Ф. Барановский, лётчики-инструкторы старший лейтенант А.Н. Тибанов, лейтенант В.Ю. Ермаков, старший лейте­нант Н.Д. Першиков, лейтенанты Н.А. Кононенко, А.А. Чирков, П.Г. Кабанов и другие.

В феврале 1942 года училище было сокращено на две авиационные эскадрильи и при нём был сформирован запасной батальон курсантов.

В апреле 1942 года в связи с переходом училища на новый штат 900 курсантов были переданы наземным частям.

Серьёзным экзаменом для училища стал шестой выпуск стрелков-бомбардиров, состоявшийся в июне 1942 года. В мае начались интенсивные полёты с выпускниками. Лётно-технический состав работал с большой перегрузкой, максимально используя ма­лейшие возможности для выполнения напряжённого плана полётов. Самоотверженно трудились лётчики-инструкторы И.И. Муха, Ю.И. Зленко, Н.В. Железкин, Е.П. Закурда, Г.С. Гура, С.Ю. Лемента, Н.С. Елизаров, А.П. Долгов, О.А. Першиков, В.Б. Кабанов, З.В. Кононенко, А.Ю. Чирков, делая по 3-4 вылета в день. Учитывая нужды фронта в горючем, лётный состав старался экономить топливо и смазочные материалы. Значи­тельных успехов в этом важном деле добились комсомольцы 3-й авиационной эскад­рильи, которые за 3 месяца лётной работы сэкономили 9 425 кг бензина и 1 945 кг масла. На счету лучшего лётчика авиаэскадрильи сержанта Л.И. Назарова значилось 1 194 кг сэкономленного бензина и 223 кг масла.

К концу 1942 года в училище были введены в строй пятнадцать лабораторий в циклах воздушной навигации, бомбометания, тактики, авиасвязи и социально-экономическом. Всеобщее внимание привлекал тренажёр ночного полёта, созданный под руковод­ством старшего лейтенанта М.А. Сергеева, при активном участии курсанта Б.И. Рыжего.

Учебная база к концу года обновилась и значительно расширилась. Только за период с сентября по декабрь 1942 года было создано: действующих макетов и прибо­ров — 163, монтажей различных агрегатов — 205, моделей — 777, альбомов — 8, витрин — 5, схем — 584.

Всё это благоприятно сказалось на успеваемости курсантов. К 1 ноября 1942 года успеваемость курсантов в отделе учебно-лётной подготовки характеризовалась следую­щими данными: "отлично" — 54%, "хорошо" — 40,5%, "удовлетворительно" — 5,3%, "плохо" — 0,2%. Первенство в училище по всем показателям завоевала 1-я учебная авиаэскадрилья. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года командир 1-й авиационной эскадрильи майор С.А. Юденков, командир отряда лейте­нант И.П. Балашов и инженер 1-й авиационной эскадрильи старший лейтенант П.Н. Забудин были награждены орденом Красной Звезды.

В целях повышения качества подготовки выпускников и совершенствования их лётного обучения в условиях, максимально приближенных к боевым, с ноября 1942 года для курсантов в школе была введена дополнительная ночная лётная программа из десяти лётных упражнений, в восьми из них предусматривалось бомбометание. В короткий срок лётный состав прошёл курс переподготовки и успешно приступил к ночным полётам с курсантами.

С января 1943 года, согласно приказу Народного комиссара обороны, училище вновь стало офицерским.

25 апреля 1943 года челябинское училище, как одно из лучших училищ ВВС Советской Армии, постановлением Государственного Комитета Обороны СССР было передано в систему Авиации Дальнего Действия (АДД). В тот период, когда училище входило в состав АДД, оно именовалось Челябинская военная авиационная школа штурманов и стрелков-бомбардиров Авиации Дальнего Дей­ствия. Училище вступило в новый этап своей деятельности и начало готовить лётные кадры двух профилей — грамотных воздушных бойцов, способных в составе одиночного экипажа действовать по целям, расположенным как в ближнем, так и в дальнем тылу противника. По профилю штурманов изучались воздушная навигация, радио- и астронавигация, бомбометание днём в слож­ных метеоусловиях и ночью по неосвещённым целям, воздушная стрельба из бортового оружия как в дневных, так и в ночных условиях.

Были созданы отделы подготовки штурманов и стрелков-радистов с ротной и батальонной системами и учебные авиационные полки, где курсанты должны были проходить лётную подготовку. Новые учебно-тематические планы настойчиво проводи­лись в жизнь. Планы лётной подготовки предусматривали значительный рост часов налёта на экипаж. Если в апреле 1943 года было произведено около тысячи самолётовылетов, то в июле уже три тысячи.

В марте 1943 года состоялся 7-й выпуск. Девять выпускников окончили училище с отличием, и им было присвоено звание "лейтенант".

Начиная с мая 1943 года из стен училища ежемесячно выпускались сотни штурманов Авиации Дальнего Действия. Вот некоторые цифры:

  • май 1943 года — 8-й выпуск стрел­ков-бомбардиров в количестве 163 человек со званиями "лейтенант", "младший лейте­нант" — 151;

  • июнь 1943-го — 9-й выпуск по курсу штурманов в количестве 150 человек, со званиями "лейтенант" — 16, "младший лейтенант" — 134;

  • август 1943-го — 10-й выпуск по курсу штурманов в количестве 147 человек, со званиями "лейтенант" — 11, "младший лейтенант" — 136;

  • сентябрь 1943-го — 11-й выпуск по курсу штурманов в количестве 159 человек, со званиями "лейтенант" — 7, "младший лейтенант" — 152;

  • октябрь 1943-го — 12-й выпуск по курсу штурманов в количестве 90 человек, все со званием "младший лейтенант"; в этом же месяце произведён 1-й выпуск по курсу стрелков-радистов в коли­честве 49 человек;

  • ноябрь 1943-го — 13-й выпуск по курсу штурманов в количестве 94 человек, со званиями "лейтенант" — 5, "младший лейтенант" — 89.

В июне 1943 года на укомплектование прибыли из 1-й Московской спецшколы ВВС 100 человек, 4-й Курской спецшколы ВВС — 132 человека, 7-й Сталинградской спецшко­лы ВВС — 128 человек, 11-й Свердловской спецшколы ВВС — 144 человека, 13-й объединенной спецшколы ВВС — 145 человек.

К середине 1943 года количество курсантов в училище возросло до 3 000 человек. Это требовало увеличения лётно-технического состава и числа преподавателей. В 1943 году на преподавательской работе было оставлено в школе 66 выпускников. Пройдя программу ввода в строй под руководством опытных преподавателей, выпускники были допущены к самостоятельной работе. В дальнейшем они подготовили не один выпуск курсантов-штурманов и стрелков-радистов. Особенно следует отметить молодых препо­давателей лейтенантов Ю.С. Карпинского, П.А. Парасенко, Г.А. Лебедева, Б.А. Гречищева, Н.И. Калюжного, Т.П. Стукала, Г.П. Соколова, Н.И. Феденко, СИ. Федосеева, Н.А. Селезнёва, Л.И. Егорова, Г.Г. Зернова, И.С. Морозова, В.К. Новаторского, Ю.П. Малоголовца, А.В. Костюченко, B.C. Дармограя.

Прибывшие в училище самолёты Ли-2 и ДБ-3 имели лучшее по тому времени оборудование: радиостанции, радиополукомпасы РПК-2, бомбардировочное и стрелко­вое вооружение. Лётчики, штурманы, радисты изучали новую авиационную технику, вооружение самолёта и их применение в сложных метеорологических условиях, в дальних полётах, ночью. Детально изучался курс радионавигации и астроориентировки. Одновременно шли интенсивные полёты, в которых лётчики и штурманы приобретали качества, необходимые лётному составу Авиации Дальнего Действия.

В течение 1943 года школа произвела восемь выпусков штурманов. За большие заслуги в деле подготовки лётных кадров для боевых частей Авиации Дальнего Действия командующий АДД маршал авиации А.Е. Голованов наградил орденами и медалями 24 чаиболее отличившихся офицера. В числе награждённых были А.В. Щелкунов, И.М. Черников, М.А. Сергеев, А.П. Мамыкин, А.Ф. Вдовенко и другие.

В ходе Великой Отечественной войны на вооружение советских войск в большом количестве поступала новая боевая техника. Многие преподаватели направлялись на стажировку в действующую армию, где изучали боевой опыт авиационных частей. Командование училища поддерживало письменную связь со штабами и командирами частей, действующими на фронте. В школу приглашались с фронта прославленные авиаторы, штурманы и лётчики, кото­рые передавали офицерскому составу и курсантам личный боевой опыт и боевой опыт частей. В 1943 году училище посетил Герой Советского Союза гвардии капитан А.Ф. Петров, выпускник училища 1939 года.

Преподавательский состав и инструкторы-штурманы отдела учебно-лётной подготов­ки наряду с большой учебной нагрузкой систематически, днём и ночью принимали участие в лётном обучении курсантов. Многие из них, например офицеры Ю.С. Карпинский, Г.А. Лебедев, Б.А. Гречищев, B.C. Дармограй, Н.И. Калюжный, Т.П. Стукал, Ю.П. Малоголовец и другие, имели налёт на обучении курсантов до 150-200 часов в месяц.

10  августа 1944 года школа перешла на штат 3-полкового состава с численностью: 3380 человек переменного состава, 2356 человек постоянного состава и 878 человек вольнонаёмного состава. Одновременно она была переименована в Челябинское военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов Авиации Дальнего Действия. Верный своему воинскому долгу, коллектив училища все свои силы направил на подготовку штурманов и стрелков-радистов, способных на фронте с честью выполнить возложенные на них боевые задачи. В 1944 году общий налёт в училище составлял 64 000 часов, из них ночью — 22 500 часов. 96 наиболее отличившихся в труде офицеров и сержантов были награждены орденами и медалями Советского Союза за заслуги в деле подготовки кадров для фронта.

В октябре 1944 года Член Военного совета авиации Г.Г. Гурьянов вручил училищу Грамоту и Знамя Верховного Совета СССР.

5  октября 1944 года приказом командования Авиации Дальнего Действия отмече­но: "Челябинское военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов АДД проделало огромную работу в деле подготовки кадров для ВВС Красной Армии. За период Отечественной войны училище подготовило и отправило в действующие части и учебные заведения 5 911 человек, из них только за 11 месяцев 1944 года подготовлено 2 817 человек, что составляет 48% всего выпуска за время войны".

В 1944 году в результате годовой работы училище подготовило: штурманов 1 558 человек, или 101,8% от плана; стрелков-радистов — 1 725 человек, или 101,5% от плана. Всего в 1944 году подготовили 3 283 штурмана и стрелка-радиста, налетав 63 826 часов 45 минут, из них 22 511 часов 28 минут — ночью.

В канун 27-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 6 ноября 1944 года, радио принесло радостную весть о награждении училища орденом Красного Знамени. Указ Президиума Верховного Совета СССР гласил: "За образцовое выполнение заданий командования по подготовке лётных кадров для действующих частей Авиации Дальнего Действия наградить орденом Красного Знамени Челябинское военное училище штурманов и стрелков-радистов АДД".

В декабре 1944 года училище вошло в состав 13-й воздушной армии ВВС Советской Армии. В этом же месяце в соответствии с Директивой Генерального штаба от 26.12.1944 года и Директивой ВВС СА от 29.12.1944 года училище переименовано в Челябинское военное авиационное Краснознамённое училище штурманов и стрелков-радистов ВВС СА. Орден Красного Знамени № 136966 и Грамота Верховного Совета СССР вручены 2 декабря 1944 года в Кремле заместителем Председателя Президиума Верховного Сове­та СССР тов. Куусиненом делегации училища в составе заместителя начальника учили­ща по политической части полковника Д.М.  Котова и командира звена лейтенанта Д.А. Помелова.

Многочисленные факты из боевой деятельности вы­пускников свидетельствуют о том, что его питомцы безза­ветно сражались с ненавистным врагом за честь, свободу и независимость Родины. Они покрыли боевые знамёна сво­их полков и воспитавшего их училища неувядаемой сла­вой. В их славных подвигах сконцентрировались высокое сознание воинского долга, горячая любовь к своей Родине, порождавшие невиданный героизм, мужество и самоотвер­женность.

Видео

{youtube}71CS6H46v0A{/youtube}

 

Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Publish modules to the "offcanvs" position.