header

СТЕРЛИГОВ Борис Васильевич

sterligov

Стерлигов Борис Васильевич

Генерал-лейтенант авиации,

командир 85 авиаполка особого назначения (12.1939-1940),

Главный штурман ВВС (1933-1947 г.г.)

Родился в 1901 г. в Москве в семье учителя гимназии. После окончания гимназии с золотой медалью в 1918 г. поступил в Петровскую (Тимирязевскую) академию на инженерный факультет. В марте 1920 г. был направлен в ряды РККА и стал курсантом Петроградской технической артиллерийской школы. С сентября 1920 г. на Южном фронте участвовал в боях против Врангеля, а затем против банд Махно.

Летом 1921 г. был зачислен слушателем Высшей военно-педагогической школы в г. Москве, по окончании которой работал преподавателем пехотно-пулеметных курсов в г. Баку. Весной 1923 г. направлен в распоряжение Главвоздухофлота на Центральный аэродром в Москве и назначен помощником начальника Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В октябре 1926 г. приказом Реввоенсовета Центральный аэродром преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА, а часть ЦАНС стала аэронавигационным отделом (АНО) института, начальником которого был назначен Б.В.Стерлигов.

Его усилиями аэронавигация из наземных станций была переведена на самолеты: совместно с промышленностью разрабатывалось, устанавливалось на самолеты и испытывалось в полетах новое аэронавигационное оборудование, отрабатывались полеты по компасу с расчетом курса перед вылетом. В период с 27 июня по 9 августа 1926 г. был выполнен перелет по аэронавигационным приборам на самолете Р-1 по маршруту Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Севастополь - Киев - Москва.

В 1928 г. приказом Реввоенсовета N150 Б.В.Стерлигову присвоено звание «старший летчик-наблюдатель». С его участием разрабатывались средства навигации полетов ночью, над морем, в облаках и за облаками.

В начале 1929 г. в АНО приехал авиаконструктор А.Н.Туполев и сообщил о решении Советского правительства послать его самолет АНТ-4 в перелет из Москвы в Нью-Йорк. Сформировали экипаж: командир экипажа С.А Шестаков; морской летчик Ф.Е. Болотов; бортмеханик Д.В. Фуфаев; штурман Б.В. Стерлигов. Подготавливался и испытывался самолет, навигационные приборы и карты. Перелет начали в 2 часа ночи 23 августа из Москвы через Сибирь - Хабаровск - Николаевск - Петропавловск - Атту - Уналашка - Сюарт - Ситка - Вотерфолл - Сиэтл - Сан-Франциско - Солт-Лейк-Сити - Чикаго - Детройт - Нью-Йорк. Всего пройдено 20612 км за 141 час 33 мин. Всего в пути 74 дня, меняли шасси - 12, поплавки - 6, моторы - 20 (дополнительный материал).

В начале 1930 г. вышло в свет первое "Руководство по воздушной навигации". Разрабатывались вопросы аэронавигации больших групп самолетов и аэронавигации в бомбометании. Под руководством Б.В. Стерлигова организовывались воздушные парады над Красной площадью.

В начале 1930 г. приказом начальника ВВС РККА начальник АНО НИИ Б.В. Стерлигов назначен начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА.

В апреле 1932 г. было утверждено новое "Наставление по аэронавигационной службе" (НАНС-32). Разрабатывались аэронавигация и боевое применение слепых полетов.

В 1936 г. утверждено новое "Наставление по штурманской службе" (НШС-36), содержащее указания по вождению соединений, применению радионавигации, по действиям штурманской службы в бою применительно к разным видам авиации.

По предложению Б.В.Стерлигова в декабре 1939 г. был сформирован 85 бомбардировочный авиаполк, подготовленный для слепых полетов, командиром которого он был назначен. 26.12.39 г. полк начал боевые действия по бомбардировке финских объектов, выполняя полеты к цели и обратно в облаках с выходом в район цели по расчетному времени под облака и прицельным бомбометанием. За 76 дней пребывания на фронте 85 полк летал на боевые задания 68 дней и совершил более 300 боевых вылетов. За этот же период другие авиачасти, не имевшие оборудования и экипажей для полетов в сложных условиях, могли летать только 6 суток, а все остальное время ждали летной погоды.

В 1940 г. было разработано НШС-40. В нем содержались подробные наставления по самолетовождению в облаках и организации Службы наземного обеспечения самолетовождения. С этими Наставлениями наша авиация вступила в войну. Б.В.Стерлигов непосредственно участвовал в организации налета советских бомбардировщиков на Берлин 22 августа 1941 г. В 1942 г. он разработал аэронавигацию воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по лендлизу.

01.05.43 г. Б.В.Стерлигову присвоили звание генерал-лейтенанта.

07.06.43 г. приказом N68 командующего ВВС КА было введено новое "Наставление по штурманской службе" (НШС-43), подготовленное Б.В. Стерлиговым на основе опыта войны. С этим наставлением авиация воевала до конца войны. К концу войны, благодаря штурманской службе, надежность навигации повысилась по сравнению с довоенным временем более чем в четыре раза, надежность выхода на цель в пять раз, меткость бомбометания на 74%.

Б.В.Стерлигов был назначен Главным штурманом-организатором первомайского авиационного парада 1945 г. над Красной площадью (это был его 12 воздушный парад над столицей).

Б.В.Стерлигов руководил штурманской службой при разгроме Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г. В течение этой войны наши ВВС совершили более 22000 самолетовылетов, и все они в штурманском отношении были выполнены образцово, несмотря на сложные рельеф местности и погоду. В сентябре 1945 г. его наградили орденами Суворова 2 степени и Кутузова 2 степени. Главным штурманом ВВС Б.В. Стерлигов оставался до осени 1947 г., а затем был переведен в Военно-воздушную академию на должность заместителя начальника штурманского факультета. В 1950 г. уволен из рядов Советской армии по состоянию здоровья.

Написал книгу: Маршрутами мира и войны. Записки авиаштурмана. М.: Из-во ООО «АЛЕВ-В», 2001, 384 с.

 

Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Publish modules to the "offcanvs" position.