История Челябинского ВВАКУШ. 1945-1965 г.г.

История Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

(1945 - 1965 г.г)

(материал из книги "Челябинский краснознаменный военный авиационный институт штурманов: история и современность (к 65-летию со дня создания)", видеоматериалы из фильма "Тебя штурмуем, неба высота... К 70-летию Челябинского ВВАКУШ")


Начавшаяся после войны массовая демобилизация личного состава создала значи­тельные трудности в комплектовании училища и учебных полков, связанные с нехваткой офицеров-техников и младших авиаспециалистов. После демобилизации офицеров-тех­ников осталось по одному технику на несколько самолётов. Руководящему инженерно-техническому составу приходилось совмещать свои основные должностные обязанности с обслуживанием самолётов. В учебных авиационных полках не хватало штурманского состава. В значительной мере их заменили преподаватели учебного отдела, которые активно участвовали в полётах в качестве штурманов-инструкторов. Ежегодный налёт преподавателей в эти годы достигал 150-200 часов, что превышало нормы налёта штатных экипажей.

В ноябре 1947 года училище было переименовано в Челябинское военное авиаци­онное Краснознамённое училище штурманов и специалистов связи дальней авиации со сроком обучения 2 года. Училище стало готовить не только штурманов и стрелков-радистов, но и наземных специалистов связи, а с 1948 года — и командиров огневых установок.

Это опять потребовало коренной перестройки учебных программ, планов и курса лётной подготовки. Со времён войны в училище существовали два учебных отдела: отдел подготовки штурманов-офицеров (начальник отдела И.Я. Пауксон), отдел подго­товки воздушных стрелков-радистов (начальник отдела С.Н. Гордиец). Характерной особенностью в организации учебного процесса была ежегодная переработка учебных программ и связанные с этим переработки учебно-методического материала.

Эта работа велась всем личным составом учебных отделов под руководством начальников циклов:

С принятием на вооружение ВВС страны самолёта Ту-4 в училище началась работа по перестройке как учебных программ, так и курса учебно-лётной подготовки. Переобо­рудовались классы, создавались схемы, макеты, тренажёры. В основном эта работа выполнялась силами циклов.

Годовой налёт отдельных экипажей составлял 500-600 часов (особенно в 1947 году). Это накладывало свой отпечаток и на штурманское обеспечение полётов. Штур­манская служба, возглавляемая полковником Петром Яковлевичем Шейн (1940-1949 гг.), участником Великой Отечественной войны полковником Афанасием Алексеевичем Морозовым (1952-1954 гг.), и подполковником Николаем Афанасьевичем Скалыгой (1949-1952 гг., впоследствии начальником цикла воздушной навигации, а с мая 1959 г. -  кафедры самолетовождения), успеш­но решала поставленные командованием задачи.

Большая работа была проделана тыловыми подразделениями училища, возглавля­емыми офицером А.В. Кущем, которые материально обеспечивали бесперебойную рабо­ту учебных авиачастей.

В 1946-1949 годах училище произвело очередные выпуски штурманов, которые были в него зачислены курсантами в годы войны. Лучшие из выпускников: К.Г. Михеев, Б.И. Емельянов, И.А. Розенфельд, Ю.А. Бесчерепов, В.А. Лукин и другие — были оставлены в училище. Многие из них потом долгие годы успешно обучали и воспитыва­ли курсантов (воспоминания выпускника 1949 года, штурмана-инструктора, преподавателя цикла бомбометания Мосеева Л.И.).

Наряду с подготовкой штурманских кадров и стрелков-радистов, в 1943-1954 годах в училище работали курсы подготовки техников по эксплуатации самолётов и двигателей, по вооружению, метеорологов, начальников связи и воздушно-огневой подготовки эскадрилий, инструкторов по физической подготовке.

В 1950 году командующим ДА училище отмечено как лучшее по организации рационализаторской работы и передовое по выполнению плана подготовки лётных кадров. Только за 1951-1953 годы было подано около 5 000 рационализаторских предложений, давших немалый экономический эффект. Ведущую роль в этой работе занимал отдел учебно-лётной подготовки. В 1946-1954 годах здесь были созданы ценнейшие учебные  пособия, построены  планетарий (Е.Н.  Диковский, Б.Ш. Вассерман), тренажёр боковой наводки (М. А. Сергеев) две лаборатории бомбовооружения    (А.Ф.  Вдовенко, Н.В. Скрябин, М.А. Сергеев и др.), тренажёр визуальной ориентировки (Ю.Ф. Рыбков). В отдельные годы экономия реализации предложений составляла 6-7 миллионов рублей.

Несмотря на имевшие место трудности, личный состав училища под командованием генерал-лейтенанта авиации В.П. Белова, начальника политотдела полковника Н.В. Андрианова  и  других руководителей  успешно  справлялся  с задачей подготовки авиационных кадров.

По итогам 1950 года Главком ВВС отметил училище как передовое среди других военно-учебных заведений Военно-Воздушных Сил.

В 1952 году училище посетил Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. В 1953 году произошла первая реорганизация училища, связанная с передачей его из состава ДА с непосредственным подчинением Командующему ДА в состав авиации округа и подчинением командующему ВВС УрВО, должность которого в то время занимал генерал-лейтенант Т.Ф. Куцевалов — Герой Советского Союза с 1939 года.

С декабря 1954 года училище стало именоваться Челябинское военное авиационное Краснознамённое училище штурманов со сроком обучения три года. В состав училища вошли три авиационных полка (самолёты УчШЛи-2, Ил-28) и три батальона аэродромно-технического обеспечения. В училище продолжал существовать отдел по подготовке воздушных стрелков-радистов.

Генерал-майор авиации А.Д. Бабенко

В  1954 году училище возглавил генерал-майор авиации А.Д. Бабенко, участник Великой Отечественной войны, командовавший дивизией Авиации Дальнего Действия, зарекомендовавший себя требовательным командиром, отличным лётчиком, внимательным и отзывчивым человеком. 

На вооружение  учебных  полков  поступил новый реактивный  бомбардировщик Ил-28. Он был оснащён современным для 50-х годов навигационным и прицельным оборудованием, бомбардировочным и артиллерийским  вооружением. Обучение курсантов на самолётах Ил-28 позволило решить очень важную задачу: выпуск из училища специалиста, готового занять место штатного штурмана боевого самолёта Ил-28 без дополнительного доучивания в Центре подготовки экипажей. Появление нового типа самолёта потребовало освоения и оборудования новых аэро­ромов, создания учебно-материальной базы, перестройки учебного процесса. В 1953-1954 годах на базе класса радионавигации создаётся цикл лётного применения радиотех­нических средств самолётовождения и бомбометания (начальник Ю.С. Карпинский).

Переход на новый самолёт Ил-28, поступивший на вооружение в училище в октябре 1954 года, потребовал значительных усилий всего личного состава. Лётный состав под руководством офицеров Н.А. Бурякова, М.И. Платонова, Н.Т. Беззаботного, технический состав во главе с офицером М.И. Причиной начали освоение новых самолётов. 1 июля 1955 года началась плановая лётная работа по обучению курсантов-штурманов. Одновременно продолжалось обучение и ввод в строй новых экипажей. 12 сентября 1955 года 12 экипажей училища впервые участвовали в командно-штабных и летно-технических учениях Уральского военного округа. Их работа заслужила высокую оценку Командующего войсками УрВО.

Осенью 1955 года личный состав учебно-лётных подразделений приступил к обуче­нию новой группы курсантов. За достигнутые успехи в подготовке лётных кадров и безаварийную лётную работу в 1956 году Главком ВВС наградил начальника училища генерал-майора авиации А.Д. Бабенко ценным подарком и объявил благодарность всему личному составу училища.

Самоотверженный труд личного состава училища по внедрению новых программ, освоению новых самолётов благотворно сказался на подготовке курсантов. По сравне­нию с 1955 годом число выпускников-перворазрядников в 1956 году увеличилось в 1,7 раза, а в 1957-м — в 2,8 раза. Очередной, 42-й выпуск офицеров-штурманов (1957 г.) произведён со средним баллом 4,62. Такой показатель выпуска являлся самым высоким. В 1956 году училище посетил Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов.

С каждым годом росли профессиональная подготовка преподавателей, мастерство всего личного состава училища. К концу 1956 года в училище была одна отличная эскадрилья (командир А.Л. Лысенко), 3 отличных звена, 21 отличный экипаж, 6 отлич­ных групп обслуживания, 8 отличных классных отделений, 959 воинов стали отличника­ми, 128 человек награждены знаком "Отличник ВВС", 14 человек участвовали в работе окружного совещания отличников УрВО, проводимого в Свердловске, а командир отде­ления воздушных стрелков-радистов сержант А.Ф. Кузин — во всеармейском совещании отличников в Москве.

В 1957 году училище приступило к подготовке штурманов по двум профилям: фрон­товой бомбардировочной авиации на самолётах Ил-28 и ДА на самолётах Ту-16 и Ту-4. В этом же году для овладения курсантами английским и немецким языками создаётся цикл иностранных языков (заведующая циклом З.И. Водонос), с 1960 года — кафедра иностранных языков.

В январе - феврале 1957 года в одном из учебных полков самолёты Ил-28 были заменены самолётами Ту-4 (2 эскадрильи по 9 самолётов в каждой). Самолёты поступили из частей дальней авиации. Значительная часть лётного и технического состава этого полка прибыла из строевых частей и не имела опыта обучения курсантов. Командиром полка был участник войны Герой Советского Союза В.В. Петрушевич.

С сентября 1957 года при училище организуются курсы по подготовке началь­ников связи авиаполков — штурманов для фронтовой бомбардировочной авиации со сроком обучения 1 год.

В сентябре 1958 года в училище была сформирована группа инструкторов-штурма­нов (начальник группы П.З. Фиш), преподаватели ста­ли летать меньше, получив та­ким образом возможность больше работать над совер­шенствованием своего педаго­гического мастерства. В октяб­ре 1958 года училище выпус­тило группу военнослужащих  (5 человек) из Монгольской Народной Республики для работы   в   качестве   штурманов.

В 1958 году по поручению командования училища в учебно-лётном отделе создаёт­ся комната боевой славы, ставшая впоследствии музеем училища. Устанавливались тесные связи с многими предприятиями и учебными заведениями города Челябинска и области. Шефами училища были Челябинский металлургический завод, трест "Челябметаллургстрой", завод им. Орджоникидзе, медицинский институт, историко-фило­логический факультет пединститута. Училище взяло шефство над детдомами № 2 и 8, школами-интернатами № 3 и 4, ремесленными училищами и школами трудовых резервов Металлургического района, общеобразовательными школами № 28 и 85.

Комсомольцы и молодёжь училища в течение лета 1958 года принимали активное участие в сооружении трестом "Челябметаллургстрой" крупнейшей в Европе домны на Челябинском металлургическом заводе "Комсомольская-5". На этой ударной стройке молодые воины выполняли вспомогательные работы, сэкономив государству свыше 200 000 руб. За участие в сооружении домны от имени трудящихся треста "Челябметал­лургстрой" училищу вручено Красное знамя.

К концу 1958 года в училище насчитывалось 965 отличников учёбы, 33 отличных экипажа самолётов, 6 отличных звеньев и отрядов и 2 отличные авиационные эскад­рильи. За достигнутые успехи отличной эскадрилье, возглавляемой офицером В.Н. Проценко, было присуждено переходящее Красное знамя Челябинского горкома партии и горисполкома Совета депутатов трудящихся.

Одна из славных традиций училища — широкое развёртывание художественной самодеятельности и спортивно-массовой работы.

В декабре 1945 года коллектив художественной самодеятельности занял 1-е место в окружной олимпиаде и получил 1-ю премию — пианино. Особо отличились старший лейтенант М.А. Молодцыгин, выпускник училища, который продолжительное время был начальником офицерского клуба; жёны офицеров Н.А. Пауксон, О.В. Герасимова; курсант Черемных и другие.

Были организованы и успешно работали вокально-инструментальные ансамбли, оркестры народных инструментов, танцевальные коллективы.

Добрую славу приобрели драматические коллективы, которые с большим успехом давали спектакли в училище, в Челябинске и районах области. В их репертуаре были такие классические произведения, как "Евгений Онегин", "Каменный гость" А.С. Пуш­кина, "Бедность не порок" Н.А. Островского, "Женитьба" Н.В. Гоголя и другие. Худо­жественными руководителями драматического коллектива и режиссёрами-поста­новщиками были В.Г. Токарев, заведовавший учебным кабинетом цикла тактики, а затем артист Челябинского драматического театра В.Ф. Воронин.

В 1950 году за хорошую организацию художественной самодеятельности училище было отмечено приказом Командующего УрВО как передовое среди вузов.

С 1954-го по 1958 год на окружных олимпиадах коллектив художественной самоде­ятельности занимал первые места среди военно-учебных заведений УрВО и получал переходящие призы.

В 1958 году участники самодеятельного коллектива офицеры И.Л. Ванжа и П.Ф. Беляков принимали участие во всеармейском смотре художественной само­деятельности и были награждены Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В 1951 году училище за развитие физкультуры и спорта отмечено как лучшее среди вузов дальней авиации. Здесь подготовлено 2 002 спортсмена-разрядника. В 1959 году училище отмечено как одно из лучших в развитии физической культуры и спорта среди военно-учебных заведений ВВС и награждено специальным призом.

К концу 50-х годов на вооружение ВВС стали поступать сверхзвуковые самолёты. Шёл процесс быстрого внедрения в войска новых средств вооружённой борьбы, создан­ных на основе достижений научно-технической революции. Качественные изменения в материальной базе Вооружённых Сил потребовали от личного состава глубокой и все­сторонней подготовки, знания высшей математики, электроники, физики, химии, высо­кой технической грамотности. Перед военными была поставлена задача подготовки специалистов с твёрдыми общеобразовательными, инженерными, специальными военны­ми знаниями, обладающих высокими морально-политическими и боевыми качествами. Училище готовилось к переходу на высший профиль подготовки штурманов для ВВС Советской Армии.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Советского правительства от 15 мая 1959 года Челябинское авиационное училище, как и другие лётные военные учеб­ные заведения страны, было преобразовано в высшее военно-авиационное училище с четырёхгодичным сроком обучения. Оно стало готовить штурманов-инженеров. Выс­ший профиль училища требовал коренной перестройки боевой и политической подго­товки, внедрения нового содержания и методов обучения и воспитания.

Генерал-майор авиации Г.С. Бельцов

Организатором этой работы стал руководящий состав во главе с вновь назначенным начальником училища гене­рал-майором авиации Г.С. Бельцовым, офицерами К.В. Ивановым, А.И. Кольцовым, Я.Л. Ильченко и другими. Вновь созданные или преобразованные из циклов ка­федры возглавили кандидат исторических наук И.Н. Занин, кандидаты физико-математических наук Е.И. Железнов и В.Е. Макагонов, преподаватели Ю.С. Карпинский, A.M. Лыткин, И.И. Соколов, А.Е. Заславский, М.Л. Лакштанов, Е.В. Воронин, А.С. Бакалов, О.Н. Горбунов и другие.

За сравнительно короткий срок надо было овладеть новой системой планирования занятий, создать учебно-ма­териальную базу, оборудовать лаборатории и кабинеты, подготовить классы, укомплектовать кафедры опытными преподавателями, перестроить организацию и методику преподавания. В начале 60-х годов были сформированы кафедры, оборудованы 34 лаборатории, мастерские произ­водственного обучения и два филиала УЛО. Одновременно с перестройкой работы по высшему профилю решались и другие задачи.

В связи со становлением высшего училища коллективу учебно-лётного отдела пришлось выполнить большой объём работы по переподготовке преподавателей, овладе­нию новыми общенаучными дисциплинами, обеспечению структурно-логической связи новых предметов (высшей математики, физики и других) со специальными курсами.

С 1961 года училище начало подготовку штурманов-инженеров и на заочном отделении. На это отделение были зачислены слушателями офицеры-штурманы из под­разделений и частей училища.

Первые занятия в 1959-60 учебном году по новым программам показали способ­ность преподавателей обучать и воспитывать курсантов с учётом новых требований. Завоевали любовь и уважение курсантов преподаватели С. К. Полевая, A.M. Лыткин, А.Н Пашутин, А.Г. Кононенко, Н.Н. Лаврик, И.Н. Кадолин, Б.М. Каневский, Н.Л. Краснопевцев, К.К. Король, О.Н. Горбунов, М.А. Данилов, А.Н. Мамыкин, И.И. Ляховецкий, В.А. Лукин и другие, вкладывавшие много труда в нелёгкое дело обучения курсантов. За успешную многолетнюю работу преподаватели М.А. Данилов и Н.А. Сергеев в 1962 году были награждены медалями "За трудовую доблесть". В овла­дении знаниями в области общественных наук большую помощь курсантам оказал кабинет марксизма-ленинизма, которым руководила Г.П. Бельцова. Обеспечивая кур­сантов необходимыми учебными пособиями и литературой, много стараний и упорного труда вложили работники библиотеки А.И. Покровская, Р.Ф. Голубева, А.А. Кротких, З.С. Яненко, О.И. Брызгалова.

В соответствии с приказом Министра обороны СССР в 1960 году училищу были выделены 3 персональные стипендии курсантам. Впервые они были присуждены: курсан­ту В.Г. Москокову — стипендия имени В.И. Ленина, курсанту А.К. Костровскому — стипендия имени Н.Е. Жуковского, курсанту А.И. Чалкину — стипендия имени М.В. Фрунзе.

В последующем обладателями стипендии имени В.И. Ленина стали В.Ф. Кульпин, Н.П. Бурцев; стипендии имени М.В. Фрунзе — В.Г. Кусмарцев и В.В. Васин; стипендии имени Н.Е. Жуковского — В.Г. Киричев, А.Ф. Нецветаев и А.Г. Поплевин.

С июня 1961 года началось лётное обучение курсантов на самолёте Ту-124ш.

Большое значение для повышения уровня боевой го­товности строевых частей имел тот факт, что на этом самолёте были установлены новые навигационные и бом­бардировочные системы, на которых выпускники получа­ли опыт практической работы уже в училище и которые толь­ко начали поступать в строе­вые части ВВС и авиации ВМФ вместе с самолётами Ту-22. В то время это был оп­тимальный вариант в процес­се подготовки штурманов.

В нашем училище пер­выми штурманами, освоив­шими бомбометание с радио­локационным бомбардиро­вочным прицелом "Рубин-1А"    с   самолёта   Ту-124ш, были старший штурман пол­ковник Д. П. Выск и его помощник подполковник Г.П. Кобелев. Первый из них в последующие годы стал кан­дидатом военных наук, до­центом, а выпускник учили­ща 1944 года полковник Г.П. Кобелев — главным штурманом ВВС УрВО, за­служенным военным штурма­ном СССР.

В 1963 году состоялся первый выпуск молодых офи­церов — штурманов-инжене­ров ВВС. Государственная эк­заменационная комиссия под председательством Героя Со­ветского Союза военного штурмана 1-го класса гене­рал-майора авиации М.А. Лашина провела государственные экзамены с 12 сентября по 15 октября.

За высокие показатели в теоретической и лётной подготовке выпускники училища 1963 года лейтенанты Юрий Беляев, Василий Еремичев и Александр Ульянкин были награждены золотой медалью и занесены на Доску почёта Челябинского ВВАУШ. Окон­чили училище с дипломом с отличием лейтенанты Г. Войтко, Ю. Задорожный, Е. Митин, Г. Орлянинов, Д. Соколов, Н. Стремоус, А. Суворов, А. Топчий, В. Москоков, Е. Шлыков.

Государственные экзамены показали, что подготовка штурманов-инженеров учи­лищем выполнена успешно.

На военно-методической конференции, проходившей в декабре 1964 года и посвя­щенной дальнейшему улучшению учебно-воспитательной работы, заслуженный военный штурман СССР генерал-лейтенант авиации В.М. Лавский заявил, что училище направля­ет в войска полноценные кадры военных штурманов.

Осенью 1964 года состоялся второй выпуск офицеров штурманов-инженеров ВВС. Государственная экзаменационная комиссия под председательством полковника И.П. Чайчука работала с 18 сентября по 17 октября 1964 года. Этот выпуск отличался тем, что курсанты имели больше часов самостоятельного налёта и на боевое применение. Впервые лучшим выпускникам была присвоена квалификация "Военный штурман 3-го класса". Второй выпуск показал качественный рост физической подготовки. Около 30% курсантов, окончив училище, имели 1-й и 2-й спортивные разряды, остальные — 3-й. При этом 11 курсантам были присвоены спортивные разряды по пяти видам спорта, 38 — по трём.

С дипломом с отличием и золотой медалью окончил училище лейтенант Владимир Киричек, его имя занесено на Доску почета училища. Диплом с отличием имеют 19 выпускников: Ю. Гладков, Е. Елизаров, Г. Захаров, Г. Иванов, А. Кадочников, В. Казеннов, В. Кашенцев, В. Кузьмин, Ю. Кульпин, Ю. Любимов, А. Михальцов, А. Нецветаев, А. Первов, В. Перекальский, В. Романов, П. Страшнов, В. Таначев, А. Уфимцев, А. Щёткин.

Напряжённая работа коллектива училища в 1965 году позволила качественно под­готовить очередной выпуск штурманов-инженеров. Государственная комиссия под пред­седательством  выпускника  нашего  училища  Героя  Советского  Союза,  заслуженного военного  штурмана СССР генерал-майора  авиации  Фёдора  Степановича Ялового  в период с 10 сентября по 16 октября 1965 года провела государственные экзамены.

Курсанты 3-го выпуска показали хорошие теоретические знания и твёрдые практи­ческие навыки. Большинству выпускников, сдавших теоретические экзамены на "хорошо" и "отлично" и успешно выполнивших государственный экзаменационный полёт, была присвоена квалификация "Военный штурман 3-го класса". С золотой медалью закончили училище курсанты Валерий Амирханов, Николай Потёмкин и Александр Решедько. Шес­теро курсантов — Николай Гулянков, Владимир Буторин, Алексей Каяхтин, Виктор Кожин, Виктор Крылов, Николай Торопов — получили диплом с отличием.

Из 196 выпускников, окончивших училище в 1965 году, заслуженными штурмана­ми-испытателями стали полковники С.К. Сокол-Кутыловский и В.М. Сидоренко, за­служенными военными штурманами — генерал-майор авиации В.Е. Егоров, полковники В.Р. Амирханов, Н.И. Гулянков, М.Ф. Колосов, А.А. Топчий. Защитили диссертации и стали кандидатами военных наук полковники А.Д. Каяхтин и Л.Г. Сафонов. Выпускни­ки училища этого года В.Е. Егоров и Н.М. Колмаков имеют высокое звание "генерал-майор авиации", а В.Б. Кожин, летавший в авиации ВМФ и перешедший затем на штабную работу, — воинское звание "адмирал".

С 1961 года заметно активизировалась военно-научная работа преподавателей отдела учебно-лётной подготовки.

В 1964-65 учебном году в училище проведено 16 военно-научных, методических и лётно-технических конференций, написано более 100 учебников и учебных пособий, в том числе учебник "Топография" для лётных училищ (автор А.Д. Лопаткин), "Радиоло­кационный прицел" (автор И.И. Ляховецкий), выполнено 27 исследовательских работ, подготовлено 46 докладов и рефератов, написано 34 статьи.

Командование уделяло большое внимание повышению классности постоянного состава. К концу 1961 года основная масса лётного состава имела 1-й и 2-й классы. Классность имел почти весь технический состав училища. В 1965 году значительно вырос общий налёт по всем видам подготовки.

В ходе боевой и политической подготовки появились свои отличники, лучшие подразделения. Высоких результатов добились эскадрильи, которыми командовали офи­церы В.М. Воронин, А.В. Афонин, Н.И. Балашов. Переходящее Красное знамя училища в 1965 году было вручено эскадрилье, которой командовал подполковник А.В. Афонин.

Большая заслуга в обеспечении лётной подготовки постоянного состава и курсан­тов, а также безопасности полётов принадлежала специалистам инженерно-авиационной службы офицерам О.Л. Штейнфельду, А.Я. Павлышу, Л.Я. Резнику, И.К. Кулыгину, К.В. Коновалову, сумевшим добиться высокого качества подготовки авиатехники к полётам и хорошей работы инженерно-технического состава.

В эти годы училищем активно использовалась заочная форма обучения. В течение четырёх лет на заочном отделении обучалась большая группа штурманов-инструкторов УЛО и лётных подразделений училища, не имевших высшего образования. Совмещая учёбу с напряжённой лётной работой, слушатели заочного отделения добились немалых успехoв. Об этом свидетельствуют итоги 1-го выпуска заочного отделения.

В период с 11 по 30 января 1965 года государственная комиссия под председатель­ством полковника О.А. Бердника провела государственные экзамены слушателей заоч­ного отделения. Они показали высокую теоретическую подготовку и умение грамотно эксплуатировать авиационную технику.

За большую работу по подготовке слушателей заочного отделения к государствен­ным экзаменам объявлена благодарность преподавателям М.А. Сергееву, Ю.С. Карпин­скому, В.П. Байкову, Н.Л. Якутову, В.А. Лукину, П.А. Парасенко, В.А. Заплетохину, В.Я. Кокареву, Н.Н. Лаврику, И.Н. Возиянову, Я.М. Пачурину, К.К. Королю, И.Б. Сотникову, Л.Г. Бабичу, А.П. Мамыкину, А.Н. Пашутину, В.А. Самойлову и другим.

Видео

Joomla SEF URLs by Artio