ЛЕВЧЕНКО Виктор Иванович

Левченко Виктор Иванович

полярник, флаг-штурман авиации Балтфлота 

 

В экипаже полярного летчика Сигизмунда Александровича Леваневского участвовал в 1933 г. в спасении американского летчика Джимми Маттерна, который хотел побить мировой рекорд скорости в кругосветном перелете, установленный другим американцем В. Постом. Это был тяжелый полет для советского спасательного экипажа. Штормы, снегопады преграждали летчикам путь. Экипаж решил лететь над морем, на острова Спарафьево и Магадан, сократив таким образом путь. Но самый тяжелый груз ответственности предстояло преодолеть штурману во время полета над Охотским морем - лететь только по приборам без видимых ориентиров. Штурман Левченко вывел машину и справился с задачей. После такого «боевого крещения» Леваневский и Левченко всегда летали вместе. «В те дни «Известия» писали о перелете экипажа «СССР-Н-8»: «Перелет Леваневского из Хабаровска в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчику Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях», пишет в своей книге «Жизнь, отданная Арктике» Ю.П.Сальников.

Весной 1935 года Леваневский изложил свое предложение правительству и руководству партии о трансполярном перелете из Москвы через Северный полюс в США на самолете Туполева АНТ-25. Вскоре было принято постановление Совета Труда и Обороны об организации трансполярного перелета и утвержден состав экипажа АНТ-25. Этот перелет собирался стать самым сенсационным событием в истории отечественной и мировой авиации.

3 августа Сигизмунд Леваневский, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Виктор Левченко стартовали с взлетной полосы Щелковского аэродрома на самолете АНТ-25. Но через 10 часов, долетев до Баренцева моря, экипаж заметил струю масла, вытекавшего из-под капота. Мнения разделились: Байдуков считал возможным продолжить полет, однако Леваневский как командир принял решение возвращаться. При наземном анализе выяснилось, что прав был Байдуков: специалисты пришли к выводу, что при заправке масло было залито выше требуемого уровня и в полете излишки его стали выбрасываться через неудачно продуманную дренажную систему. Реальной опасности это не представляло, полёт можно было продолжать.

Леваневского не покидала идея перелета через полюс и для достижения этой цели предпочтение отдавалось машине Завода №22, бомбардировщика конструкции инженера Болховитинова. Его в авральном порядке переделали в мирный транспортный самолет, который должен был совершить перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Аляска. Экипаж формировался Леваневским и специально созданным штабом перелета. На четырехмоторный самолет полагалось два летчика, два бортмеханика и штурман. Летчики - Леваневский и Кастанаев. Бортмеханики - Годовиков и Побежимов. Штурманом был назначен известный полярник, флаг-штурман авиации Балтфлота и верный друг Леваневского – В.И. Левченко. Он оказал наибольшую помощь конструкторам самолета ДБ-А в установке навигационного оборудования. Был он крепкого сложения , общительный и веселого нрава, любил играть на гитаре и петь украинские песни, которых он знал бесчисленное множество. После нескольких недель контрольных полетов на машине Н-209, был назначен день старта - 12 августа, взлетное время - 18.15, чтобы засветло прилететь на Аляску. Экипаж должен был лететь через полюс без посадки до Фэрбенкса, заправить самолет и лететь в Нью-Йорк. После 35 секунд разгона по взлетной полосе 35-тонная машина оторвалась от земли и взяла курс на север…

Levanevski dba-4

Экипаж Леваневского:

(слева направо) радист Н. Я. Галковский, второй пилот Н. Г. Кастанаев, командир корабля С. А. Леваневский, бортмеханики Г. Т. Побежимов, Н. Н. Годовиков, штурман В. И. Левченко.

Самолет ДБ-А

Тревожные вести поступили днем 13 августа, когда самолет уже пересек Северный полюс: «14 часов 32 минуты. Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идем на трех моторах. Высота полета 4600 метров при сплошной облачности…» После этого связь с самолетом прервалась.

Через два дня все центральные советские газеты опубликовали решение правительственной комиссии о развертывании поисков экипажа Н-209. Была организована грандиозная спасательно-поисковая операция, какой еще никогда не видела история. Самое активное участие в поисках экипажа Леваневского принимали энтузиасты и исследователи Арктики из США и Канады. В начале 1938 года поиски Н-209 возобновили, но положительных результатов они не принесли. Гибель прославленного экипажа и по сегодняшний день остается неразгаданной тайной, но попытки ее раскрыть предпринимаются и в наши дни.

13 августа 2007 года, в 70-ю годовщину трагической гибели геройского экипажа, на территории Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева, была открыта стела, увековечивающая его подвиг перед Родиной.

повествование о перелете Леваневского на сайте

Joomla SEF URLs by Artio