ЖМАЕВ Николай Романович

Жмаев Николай Романович
(08.05.1916 - 12.12.2000)

Jmaev Nik Rom

Герой Советского Союза, дата указа 27.06.1945 (медаль № 7698)

Начальник связи эскадрильи

36-го гвардейского Берлинского орденов Суворова и Кутузова авиационного полка

202-й бомбардировочной Средне-Донской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии имени Верховного Совета Татарской АССР

4-го бомбардировочного Львовского Краснознаменного ордена Суворова авиационного корпуса

2-й воздушной армии

1-го Украинского фронта,

гвардии старшина.

Родился 8 мая 1916 года в поселке Миасс, ныне город Челябинской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. После школы работал столяром-модельщиком напилочного завода. В 1937 году окончил школу фабрично-заводского ученичества в городе Златоусте. Работал слесарем на инструментальном заводе в городе Миассе.

В 1937 году был призван в Красную Армию. В 1938 году окончил школу младших авиационных специалистов. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 году.

С начала Великой Отечественной войны -  на фронте. Летал стрелком-радистом на самолете Пе-2. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Западном, Брянском, Северо-Западном, 1-м Украинском фронтах.

К апрелю 1945 года гвардии старшина Жмаев совершил 300 боевых вылетов на бомбардировку скоплений живой силы и техники противника. В воздушных боях сбил лично 3, в группе - 5 и на аэродромах сжег 12 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшине Жмаеву Николаю Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 7698).

Последний боевой вылет совершил в небе Берлина. Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

После войны Н.Р. Жмаев был демобилизован. Жил в городе Миасс Челябинской области. Работал в горкоме партии, директором обувной фабрики. Затем, до выхода на пенсию в 1977 году, директором завода "Уралрезина". В процессе своей производственной деятельности он постоянно избирался депутатом Миасского городского Совета, членом Пленума городского комитета КПСС, членом областного комитета защиты Мира.

Скончался 12 декабря 2000 года.

Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Имя Н.Р. Жмаева начертано на обелиске в честь освобождения Киева.

Почётный гражданин города Миасс (1985).


С сайта http://airaces.narod.ru

После окончания ФЗУ Николай Жмаев поступил столяром - модельщиком на напилочный завод. Вскоре он закончил Златоустовский механический техникум, а в 1937 году его призвали в армию. В 1938 году прошёл обучение в школе младших авиационных специалистов. Но спокойно закончить службу ему не удается, так как начались боевые действия с японцами в районе реки Халхин - Гол. И он стал участником этих боёв.

Ночью 21 июня 1941 года прозвучал сигнал боевой тревоги. Экипажи получили приказ - идти на запасной аэродром. Там состоялся митинг. Боевое знамя части вынес ветеран полка старший сержант Жмаев. Говорили взволнованно. Единодушно приняли резолюцию: лётчики бомбардировочного полка будут беспощадно громить фашистов до полной победы.

...В экипаже их было трое: командир эскадрильи - старший лейтенант В. П. Морозов, штурман корабля, он же штурман эскадрильи А. Б. Вербицкий и стрелок - радист, он же начальник связи эскадрильи, старший сержант Н. Р. Жмаев. Группа получила боевую задачу - нанести бомбовый удар по танковой колонне, наступающей на Минск. Вылет предстоял трудный: шли без истребителей. Комэск решил обмануть противника. Девятка бомбардировщики сначала углубилась на территорию, занятую врагом, а затем развернулась и вышла с тыла. Фашисты приняли советские самолёты за свои: открыли люки, вылезли из танков, махали шлемами. Тут-то бомбардировщики и накрыли их. Сбросили на колонну все бомбы, а затем обстреляли из пулемётов. Жмаев видел, как метались в панике фашисты, как нагоняли их меткие очереди пулёметов. Успех первого боя радовал. Но вот появились вражеские истребители. Единоборство было неравным. На аэродром вернулись только 3 машины.

И в последующих вылетах бомбардировщикам приходилось идти без сопровождения истребителей. И тем не менее экипаж бомбардировщика, где стрелком - радистом был Жмаев, успешно сражался с фашистами с июня 1941 года по июнь 1944 года, совершив 200 боевых вылетов.

Воздушные бои часто приходилось вести в самой сложной обстановке. Вылетали на бомбёжку живой силы и техники, уничтожение узлов связи, на срыв железнодорожных перевозок, подавление зенитных точек и батарей полевой артиллерии, на выброску десанта, ликвидацию переправ. Было уничтожено много живой силы и боевой техники врага. Сбито 3 самолёта лично Жмаевым и 5 самолётов в группе с товарищами. Чем же был обеспечен успех экипажа ?

- Все знали в совершенстве своё дело, - вспоминает Н. Р. Жмаев. - У нас было полное взаимопонимание. Достаточно было кивка, жеста или слова, и мы - одно действие. Решительность, смелость до дерзости - без этого невозможен боевой успех в наших условиях, без сопровождения истребителей. И всех нас объединяла любовь к Родине.

...17 июля 1941 года эскадрилья Морозова получила задание - нанести бомбовый удар по танковой колонне в районе Слуцка. Девятка бомбардировщиков устремилась к цели. Жмаев зорко следил за небом. Его рация настроена на волну штабной рации. Вдруг он услышал свои позывные.

- Командир, - доложил он по внутренней связи. - Приказано перенацеливаться: нанести удар по эшелонам на железнодорожной станции Молодово.

Самолёты выполнили задание. Но группу атаковали 10 истребителей. Жмаев отлично организовал огонь стрелков, было сбито 2 "Мессера".

Основная огневая мощь самолёта - 2 пулемёта ШКАС - находилась в распоряжении стрелка - радиста. Он работал на радиостанции, но в его обязанности входила и борьба с вражескими самолётами. Поэтому судьба экипажа при встрече с противником во многом зависела от мастерства стрелка - радиста.

В наградном листе на Жмаева Николая Романовича говорится:

"Как бы ни была сложна обстановка, какая бы смертельная опасность ни угрожала экипажу, товарищ Жмаев исключительно держит связь, метко поражает наземные цели, предупреждает товарищей об опасности и отражает атаки истребителей противника. Отличное знание материальной части радиостанции, а также стрелкового вооружения, мастерское владение оружием, вверенным ему Родиной, отличает Жмаева. Свои знания и богатый боевой опыт он передает подчинённым, словом и личным примером воспитывает стрелков - радистов эскадрильи".

Из 300 успешных вылетов Н. Р. Жмаева 104 он совершил на самолёте Пе-2 с командиром эскадрильи Гвардии капитаном И. А. Малютой и штурманом Гвардии старшим лейтенантом В. И. Иванниковым.

9 марта 1944 года эскадрилья бомбила аэродром противника близ Проскурова. В воздух поднялись до полутора десятков фашистских истребителей. Не теряя самообладания, Жмаев зорко следил за обстановкой, помогал лётчику в противозенитном маневре, руководил огнём стрелков - радистов и поражал из своего пулемёта самолёты на земле. Группа отлично выполнила задание и возвратилась на свой аэродром без потерь.

Однажды механик, встречавший на аэродроме экипаж, удивлённо сказал Николаю Жмаеву:

- На тебя что, свора собак налетела ?

На комбинезоне лётчика, унтах и шлемофоне зияли рваные дыры. Когда подсчитали, то оказалось 12 пулевых пробоин. А тело не задето !

...За годы войны много было и радостных побед, и горьких поражений, и невосполнимых потерь. Но твёрдость характера, мужество, сила воли помогали Жмаеву всегда быть готовым выполнить приказ командования.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1945 года Гвардии старшина Жмаев Николай Романович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 7698 ).

В 1945 году Н. Р. Жмаев демобилизовался и вернулся в родной Миасс. Свой послевоенный трудовой путь он начинал с горкома партии, затем работал директором обувной фабрики. Потом его избирают директором завода "Уралрезина", где он отработал более 20 лет, бал награждён медалью "За доблестный труд". В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина".

В процессе своей производственной деятельности он постоянно избирался депутатом Миасского городского Совета, членом Пленума городского комитета КПСС, членом областного комитета защиты Мира.

Решение исполкома № 8 от 3 января 1985 года Николай Романович Жмаев стал почётным гражданином города Миасса.

 

Joomla SEF URLs by Artio