21 | 08 | 2017
Объявление на Главной

Авиационные боеприпасы JSOW и JDAM

jsow

JSOW (Joint Standoff Weapon - дословно «Единое (для ВВС и авиации ВМС) оружие, применяемое вне зоны ПВО»; обозначение Министерства обороны США AGM-154) - совместный проект ВВС и ВМС США, предусматривающий создание унифицированной для обоих видов вооруженных сил управляемой планирующей бомбовой кассеты для поражения защищенных целей при применении вне зоны действия ПВО атакуемых целей, что повышает выживаемость самолетов- носителей и снижает их потери. Разработка начата в США в середине 90 х гг. Разработчик и поставщик системы компания Raytheon. С 1999 г. находится на вооружении ВВС и авиации ВМС США, подписаны также контракты на поставку ВВС Польши, Турции и ряда других стран.   Семейство планирующих бомбовых кассет JSOW выполнено в калибре 1000 фунтов (450 кг) и обеспечивает поражение наземных целей на расстоянии от 22-28 км (при применении с малых высот) до 110-130 км (с больших высот). Благодаря наличию комбинированной инерциально-спутниковой системы наведения (INS/GPS) реализуется принцип «сбросил - забыл» и обеспечивается высокая точность наведения, а также возможность применения в любое время суток и в любых погодных условиях.

Длина кассеты 4,06 м, поперечные размеры корпуса 0,34 х 0,44 м, размах раскрываемого крыла 2,69 м. Стартовая масса кассеты, в зависимости от модификации, составляет от 473 до 497 кг.

JSOW адаптирована для применения с истребителей ВМС США F/A-18C/D/E/F/G и перспективного истребителя F-35C, а также самолетов ВВС США: истребителей F-16С/D Block40 и Block50, F-15E, бомбардировщиков B-1B, B-2A, B-52H, а также перспективного истребителя F-35A.

Первоначально предполагалось, что в войска будут поставляться три основных варианта JSOW, отличающихся типом боевого снаряжения. Первый из них JSOW A (AGM-154A), боевое снаряжение которого состоит из 145 боевых элементов комбинированного бронебойно-осколочного действия BLU-97/B, поступил на вооружение в 1999 г. Второй вариант JSOW B (AGM-154B) с шестью бронебойными боевыми элементами BLU-108/B, каждый из которых состоит из четырех разделяемых субэлементов, оснащенных инфракрасными датчиками цели, был доведен до стадии войсковых испытаний, но после того, как ВВС США вышли из программы, американские ВМС также отозвали свой заказ. Третий вариант JSOW C (AGM-154C) с так называемой двухступенчатой боевой частью типа BROACH для поражения особо защищенных целей, состоящей из кумулятивного заряда WDU-44 и проникающей боевой части WDU-45, поступил на вооружение в феврале 2005 г. 

Серийный выпуск JSOW начат в 1999 г. В июне 2000 г. Raytheon получила контракт на разработку модернизированного электронного блока системы наведения, обеспечивающего помехозащиту спутникового канала наведения. Модернизированная таким образом кассета получила название JSOW Block II. Следующим этапом модернизации стала кассета JSOW C1 (JSOW Block III) модификация AGM-154C, снабженная каналом обмена информации Link 16 и обеспечивающая поражение подвижных морских целей. Начало ее производства и поставок намечено на 2009 г. Для поставок на экспорт разрабатывался вариант JSOW A1 (AGM-154A1) с новой боевой частью BLU-111 с усиленным осколочно-фугасным действием. Однако в феврале 2011 года, по сообщениям ASDNews.com, в Bangaluru, Индия компания Raytheon закончила ряд демонстраций применения боеприпаса JSOW AGM-154C с истребителя F-16IN.

p-30-5 JSOW ERВ 2008 году на летающем стенде A-4 Skyhawk прошел испытания «моторизованный» вариант планирующей бомбовой кассеты JSOW-ER (ER от Extended Range, т.е. увеличенной дальности), снабженный ракетным двигателем, который обеспечивает увеличение максимальной дальности применения кассеты со 110-120 до 500-550 км. Проведенные летные испытания доказали возможность провести весной 2009 г. демонстрацию свободного полета JSOW-ER. Ориентировочная стоимость единицы оружия JSOW-ER составляет 350 тыс. долл. В JSOW-ER используется двигатель Hamilton-Sundstrand TJ-150, которым оборудована разработанная фирмой Raytheon миниатюрная воздушная ложная цель MALD. Начало поставок JSOW-ER планировалось на 2011 г.

Планирующие бомбовые кассеты JSOW (в модификации AGM-154A) были впервые применены ВМС США в январе 1999 г. в Ираке. В дальнейшем, в ходе операций вооруженных сил США в Ираке, Югославии и Афганистане было использовано по меньшей мере 400 таких систем оружия.

Помимо вооруженных сил США, заказчиками JSOW являются Греция, Канада, Польша, Сингапур и Турция. Поставки в ВВС США завершены в 2005 г., поставки в авиацию ВМС и Корпуса морской пехоты США продолжаются. Стоимость одной кассеты AGM-154A составляет 282 тыс. долл., AGM-154C почти 720 тыс. долл.

jdamJDAM (Joint Direct Attack Munition - дословно «Единый (для разных видов вооруженных сил) высокоточный ударный боеприпас») совместная программа ВВС и ВМС США, направленная на превращение обычных свободнопадающих авиабомб во всепогодное высокоточное оружие за счет оснащения их комбинированной инерциально-спутниковой системой наведения (INS/GPS) и блоком управляющих поверхностей (рули в хвостовой части бомбы).

JDAM представляет собой комплект из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего управляемое оперение, позволяющее бомбе маневрировать. Там же находится и компьютер с навигационным оборудованием. Благодаря такой доработке существенно повышается точность попадания в цель, а дальность применения авиабомб возрастает примерно до 28 км. Принцип действия JDAM отличается от бомб с лазерным наведением и бомб с инфракрасным наведением, применению которых могут препятствовать неблагоприятные условия у поверхности земли (например, непрозрачность атмосферы вследствие пылевой бури).

090603bПо программе JDAM модифицируются стандартные американские авиабомбы калибра 500, 1000 и 2000 фунтов (225, 450 и 900 кг соответственно), которые получают так называемый «комплект JDAM» (JDAM kit), включающий новый хвостовой модуль с аэродинамическими рулями и модуль наведения INS/GPS. После такой доработки обычные авиабомбы серии Mark 80 (Mk 82, Mk 83, Mk 84) и серии BLU (Bomb Live Unit) переходят в разряд управляемых (GBU), получая соответствующие новые обозначения.

Программа JDAM была начата в 1992 г. по итогам первой войны в Ираке, которая выявила высокую потребность во всепогодных высокоточных средствах поражения наземных целей. Контракт на поставку комплектов JDAM получила компания «Боинг». Первые комплекты были изготовлены в 1997 г.. В ходе войсковых испытаний в 1998-1999 гг. было сброшено более 450 модифицированных по программе JDAM бомб Mk 84 калибра 2000 фунтов (GBU-31) и получена средняя точность попадания в цель (КВО) менее 10 м. МО США утверждает, что точность бомбы JDAM - приблизительно 13 м (КВО). Без системы наведения GPS, с использованием только системы ИНС точность JDAM составляет 30 метров.

400px-JDAM GBU30 MERВпервые в боевых условиях боеприпасы JDAM были применены с бомбардировщиков B-2 во время операции в Югославии в 1999 г. Всего на Югославию было сброшено более 650 бомб JDAM, 87% из которых поразили назначенные цели. На волне этого успеха «Боинг» в 1999 г. начал создание комплектов JDAM для авиабомб меньших калибров 1000 и 500 фунтов. В дальнейшем боеприпасы JDAM широко применялись также во время операций в Ираке и Афганистане.

В настоящее время боеприпасы JDAM адаптированы к применению с истребителей F-15E, F-16C/D, F-18C/D/E/F, F-22A, F-35, штурмовиков A-10C, AV-8B, бомбардировщиков B-1B, B-2A, B-52H и западноевропейских истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (а также уже снятых с вооружения в США самолетов F-117A и F-14A/B/D); ведутся работы по их адаптации к западноевропейскому истребителю «Тайфун», американскому БЛА MQ-9 «Риппер» и противолодочному самолету S-3 «Викинг».

Имеется опыт по сбросу модернизированных комплектом JDAM бомб на сверхзвуковых скоростях с большой высоты с истребителя F-22 Raptor.

Заказчиками боеприпасов JDAM, помимо ВВС и ВМС США, являются Австралия, Германия, Дания, Израиль, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия, Сингапур и Чили; в ближайшее время этот список могут пополнить Греция, Египет и Финляндия.

smart-bomb-3Доработанные по программе JDAM авиабомбы Mk 84 и BLU-109 калибра 2000 фунтов (900 кг) имеют обозначение GBU-31 (в GBU-31(V)1/B и GBU-31(V)2/B превращаются Mk 84, заказываемые ВВС и ВМС США соответственно, в GBU 31(V)3/B и GBU 31(V)4/B BLU 109). Модернизированные 1000 фунтовые Mk 83 получают в ВВС США обозначение GBU-32(V)1/B и в ВМС GBU-32(V)2/B, а BLU-110 GBU 35(V)1/B. 500 фунтовые Mk 82 и BLU-111 становятся GBU-38/B.

Для придания модернизированным по программе JDAM авиабомбам способности эффективно поражать движущиеся наземные цели компания «Боинг» создала «лазерную» JDAM (LJDAM), дополнительно оснащаемую полуактивной лазерной головкой самонаведения DSU-38/B. Испытания такой бомбы, созданной на базе 500 фунтовой Mk 82 (калибр 225 кг) и получившей название GBU-54/B, начались в 2004 г. Высокая эффективность этих бомб с лазерной системой наведения были продемонстрированы во время испытательных полетов. В сентябре 2010 года Боинг объявил, что он успешно закончил первые летные испытания Мк 84 LJDAM на авиабазе ВВС Eglin, Флорида. Во время тестов в июле, 2 Мк 84 L JDAM были применены самолетом F-16 с высоты 30 000 футов и на скорости М=0.95. Оба боеприпаса выполнили ряд резких, предварительно запрограммированных маневров, для проверки их маневренности и аэродинамики.

К июню 2009 г. ВВС и ВМС США получили 600 «лазерных» комплектов PLGS (Precision Laser Guidance Set) для модернизированных бомб по программе LJDAM. Кроме того, в середине 2009 г. поставки LJDAM должны были начаться ВВС Германии.

Основные данные модернизированных по программе JDAM авиабомб: длина 3,77-3,88 м (для GBU-31) и 3,04 м (для GBU-32), размах оперения 640 мм (GBU-31) и 500 мм (GBU-32), стартовая масса 924-959 кг (GBU-31) и 459 кг (GBU-32). Дальность применения до 28 км, высота сброса до 14 км. Стоимость модуля JDAM в ценах 2004 г. составляла 21 тыс. долл. В настоящее время стоимость комплекта составляет $35000 для бомбы GBU-38 и $70000 — для GBU-31.

По состоянию на октябрь 2005 г. вооруженные силы США заказали около 240 тыс. комплектов JDAM: 158 тыс. для поставки в ВВС и 82 тыс. в ВМС.

Первое боевое применение системы JDAM состоялось во время операции НАТО против Югославии. Бомбардировщики B-2 Spirit с базы ВВС США Уитман, штат Миссури, в ходе операции сбросили более 650 бомб типа JDAM на объекты в Сербии. Было поражено 78% намеченных целей, при этом показатель надежности составил 96%. Успех операции привел к расширению программы использования JDAM-бомб, начиная с конца 1999. Дальнейший опыт применения в Иракской войне и операции по поддержанию мира в Афганистане показал необходимость усовершенствования системы наведения на финальном участке траектории и наведение по движущимся целям.

Программа JDAM ER увеличит дальность применения бомб JDAM до 35 миль и более.

В 2010 году компания Боинг подписала контракт на поставку для ВВС США более 6000 комплектов JDAM. Данный контракт увеличил полную стоимость программы с 72 млн долларов до 229 млн долларов. Планируемый срок поставки 2011-2012. Потенциальная общая стоимость контракта 1.3 миллиардов долларов с планируемыми поставками до 2015 года. По состоянию на сентябрь 2010 года Боинг произвел более 215 000 комплектов наведения JDAM.

Дополнительный материал www.airwar.ru


Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Поделиться
Даты
Нет событий
Календарь
Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3