24 | 06 | 2017
Объявление на Главной

Глеб Борисович Удинцев   (выпуск 1944 года) 

«Нас отвели на одну из платформ, где стоял обычный пассажирский состав, распределили на один или два, кажется, вагона. Разместились. Предупредили нас о времени отхода поезда, оставалось до отхода примерно час-полтора. Разрешили сходить кому надо что-либо купить. Я сходил позвонить с телефо­на-автомата моим родственникам… попросил сообщить моим ро­дителям, что уезжаем сегодня куда-то на восток, куда — не говорят, узнаем позже, напишу тогда!..  Поезд тронулся, как было назначено, и замелькали за окнами знакомые подмосковные места — не скоро мы их теперь увидим!..  …На восьмой день пути мы прибыли в Челябинск и нас отвезли машинами в пригород — в район разъезда Шагол, в военный городок при аэродроме. Это оказалась ЧВАШСБ — Челябинская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров.

Школа готовила стрелков-бомбардиров для фронтовой авиации. В обязанности стрелка-бомбардира входили навигационное обеспечение поле­та, расчет элементов прицеливания для бомбометания, прицельное бомбоме­тание, радиосвязь и стрельба по воздушным целям. Имелось в виду использо­вание таких специалистов в полетах в дневное время на самолетах Р-5, P-Z и СБ. Обучение рассчитывалось на полгода. Выпускникам школы присваивалось звание сержанта. Нас разместили на краю городка, на большой поляне под огромным пару­синовым шатром. Накормили плотным обедом — с дороги это всех порадова­ло, и началась процедура оформления в курсанты ЧВАШСБ. Прежде всего — заполненные анкеты. Мне она была знакома по прохождению мандатной комиссии аэроклуба. На этот раз я решил не писать о том, что мой отец был репрессирован: побоялся, что опять меня могут «не пропустить», а я уж настроился учиться на летчика. Понадеялся, что вряд ли кто здесь будет проверять правильность моей анкеты. Во всяком случае, в курсанты я был принят». http://www.world-war.ru/ne-somnevajsya-rodinu-nado-zashhishhat/

Так описал своё прибытие в училище Удинцев Глеб Борисович - Лауреат Государственных премий СССР, член-корреспондент Российской академии наук, доктор географических наук, профессор. Биографию и научные труды этого замечательного человека можно пересказывать долго. Трезвый ум, ясная память, жизнелюбие – вот что отличает этого выдающегося человека. Для того чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть интереснейшее интервью с этим человеком. Полтора часа его этого уникального материала смотрится на одном дыхании. События, люди, многострадальная история семьи и страны, война, научная деятельность всё переплелось в непростой жизни этого выдающегося человека (http://www.41-45.su/archive/one/371).

Однако, остановимся на боевом прошлом Глеба Борисовича, когда он после окончания нашего  училища в 1944 году прибыл на фронт:  «… летом 1944 года штурман Г. Удинцев прибыл в боевой полк Авиации дальнего действия (АДД). В феврале 1945 полк перебазировался на освобожденную территорию Польши, на аэродром Лабуне близ города Замостье. С этого аэродрома начались интенсивные полеты на Кенигсберг, Данциг и другие портовые города Северной Германии. Глеб Удинцев оказался в экипаже летчика-аса Юрия Комарицкого и после нескольких успешных вылетов был удостоен звания гвардейца.

27 марта состоялся вылет на бомбометание по морской крепости Хель, который запомнился Глебу Удинцеву на всю жизнь. Для нанесения особо точного бомбового удара было приказано бомбить крепость не ночью, как это было в практике АДД, а в светлое время. При этом прикрытие наших самолетов, недостаточно вооруженных для защиты от вражеских истребителей, не предусматривалось. Экипажи совершали вылеты поодиночке.

В одном из очерков о войне, опубликованных много позже в журнале «Москва», Г.Б. Удинцев вспоминает:

«Мы прошли над Данцигским заливом благополучно, и вот уже впереди показался Хель – грозная крепость с мощной зенитной артиллерией. …Облачка зенитных разрывов встали перед нами плотным заграждением, и надо было пробиваться через этот небесный частокол. Юра вел машину уверенно, бросая самолет из стороны в сторону от надвигавшихся разрывов, но возвращаясь на курс для выхода на точку начала боевого пути. Вот батареи Хеля уже у меня на прицеле… но тут ударило волной зенитного разрыва. Забарабанили по плоскостям осколки, и швырнуло машину в крутой крен. Цель сорвалась с расчетного угла, и было ясно – в нее не попадут наши бомбы. Юра кричит мне: “Бросай! Чего ждешь?” А я в ответ: “Бросать в море не буду! Повторяй заход на цель!” – “Дурак, ты что, не видишь, как зенитки нас взяли! Сейчас собьют!” – “Бросать в море не буду, повторяй заход!” Чертыхнулся Юрка… разворачивает машину под градом осколков… ложится на боевой курс… Ошалев от боевого азарта, держу цель снова на перекрестии прицела. Вот и щелчок прицельного угла сброса; жму кнопку сброса и с восторгом кричу: “Сброс!”, – слежу за полетом бомб на зловредные батареи…»

И все же машина была подбита. Экипаж продолжал полет, уходя от преследования немецких истребителей с поврежденным оперением хвоста и обгоревшим левым мотором. Погибли воздушный стрелок и стрелок-радист, подбивший в этом бою два «мессера». Аварийную посадку совершили на бывшем немецком аэродроме рядом с городом Эльбинг, который немцы, отступая, покинули совсем недавно. За этот вылет и воздушный бой пилот Ю. Комарицкий был награжден орденом Красного Знамени, штурман Г. Удинцев – орденом Отечественной Войны I степени, стрелок-радист Иван Ершов – орденом Красной Звезды (посмертно). Вернувшись в полк, пилот и штурман продолжали боевые вылеты до конца войны.

С победой над Германией закончилась боевая работа, увлекавшая Глеба Удинцева возможностью выполнения патриотического долга. Вернуться из армии в университет он смог только через год после победы – в июне 1946 года, с огромным трудом и только благодаря инициативе одного из профессоров географического факультета МГУ – В.Г. Богорова, одновременно бывшего инициатором создания Института океанологии АН СССР. За Глеба хлопотал и легендарный полярник адмирал И.Д. Папанин. В конечном итоге маршал авиации А.Е. Голованов дал согласие на его увольнение из армии (http://www.biograph.ru/).

19 июня 2013 года Глеб Борисович Удинцев отметил своё 90-летие! Без сомнения все выпускники Челябинского авиационного училища штурманов присоединятся к нашим поздравлениям этого легендарного человека! Пожелаем Глебу Борисовичу, мирного неба, добра, долгих лет жизни и крепкого здоровья! Спасибо Вам, пусть Ваша уникальная судьба станет примером для будущих поколений!



Museim CHVVAKUSH

Образец заявки на экскурсию в Музей Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов

Поделиться
Даты
Чт Июнь 29, 2017
Июнь 1941 - первый «военный» выпуск в количестве 1352 человека с воинским званием «сержант».
Календарь
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2